Сарматы. Повелители степей.

Аватара пользователя
Tyrant
Сообщения: 3670
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 14:45

Сарматы. Повелители степей.

Сообщение Tyrant » 01 июн 2020, 08:01

Часть 1. Тактика и организация сарматов на поле боя.

Классические авторы упоминают о сарматских армиях разной численности: от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч человек. Скорее всего, эти цифры неточны. Кочевники любили преувеличить свою численность, чтобы вселить страх в своих противников. Археологические находки позволяют предположить, что такой численности армии сарматы могли составить, если бы вывели в поле вообще всех способных держать оружие.
Каждый сарматский народ имел своего «царя», который возглавлял армию во время походов. По-видимому, каждый сарматский народ имел только одного царя, но сохранившейся информации слишком мало, чтобы составить хоть сколько-нибудь поверхностный список царей. Во время беспорядков на Дунае в середине IV в. «свободные сарматы» имели множество вождей и удельных князей. Известны такие имена, как Румон, Зинафер, Фрагилед, и Зизай. Последний из упомянутых князей позже стал марионеточным царем, находящимся под контролем Рима.
Аристократы возглавляли небольшие отряды, формируемые из числа родни и сторонников. Тацит сообщает такие сведения о языгах. Каждая такая группа на поле боя выступала как тактическая единица. В ранние времена каждый мужчина должен был служить с оружием в руках. С IV в. н.э. археологи находят подтверждения существования у ряда сарматских народов военной «касты». Военные сообщества скреплялись узами личной привязанности и клятвами в дружбе и верности. Во время клятвы участники смешивали свою кровь с вином и поливали этой смесью мечи.

Интересные сведения о том, как шла мобилизация сарматской армии, сообщает нам греческий автор Лукиан, живший во II веке. Хотя его описание касается формирования небольшого отряда, собранного для проведения карательной экспедиции, Лукиан отмечает, что более крупные армии формируются по тем же принципам.
«Когда один человек, обиженный другим, хочет отомстить обидчику, но не имеет для этого достаточной силы, он забивает быка, сдирает с него шкуру, рубит мясо на куски и варит его. Шкуру быка он расстилает на земле и садится на шкуру и заводит себе за спину руки, словно связан… Мясо раскладывается перед шкурой. Родственники человека, а также все желающие, берут по куску мяса, а затем ставят правую ногу на шкуру, как бы давая залог. Так человеку удалось привлечь на свою сторону командира с пятью конными воинами, которые согласились служить без жалованья и содержания, еще одного с десятком конных воинов, третьего с еще большим количеством конников, четвертого с некоторым количеством пеших воинов, тяжело и легко вооруженных. Пятый пришел служить сам, так как он был беден и не имел солдат в подчинении. Таким способом вокруг шкуры может собраться достаточно большая армия».

Лукиан указывает, что к войску присоединялись вожди, имевшие под собой некоторое количество воинов. Предполагалось, что каждый воин сам обеспечивает себя оружием и доспехами. По словам Лукиана «вокруг шкуры» могло собраться войско в несколько тысяч человек. Подобная практика чем-то напоминает раннефеодальные обычаи, а также имеет аналоги в германских и кельтских сообществах. Римские авторы сообщают, что армия сарматов представляла собой неорганизованную толпу, собравшуюся только для грабежа.
«Эти племена больше подходят для грабительских набегов, нежели для ведения регулярной войны. Сарматы – племя, наиболее преуспевшее в грабеже» (Аммиан). Страбон более благожелателен, он говорит о роксоланах, что они «более воины, нежели бандиты», но часто провоцируют войну с целью пограбить противника.
Жажда поживы толкала многих сарматов поступать на военную службу к оседлым соседям в качестве наемников. Сарматские контингенты часто упоминаются на службе в составе армий боспорского и понтийского царств. Тацит отмечает, что во время войны за парфянское наследство (34-35 гг. н.э.) сарматские вожди «принимали подарки и служили обеим сторонам, как то дозволяет их обычай».
Когда сарматы столкнулись с хорошо оснащенной парфянской конницей, уговорить сарматов принять бой удалось только сказав, что чем более многочислен противник, тем больше будет трофеев.

Римляне стереотипно представляли себе сарматов как недисциплинированных участников набегов. Это представление сохранялось где-то до середины IV века, хотя к тому времени сарматы уже получили хорошую организацию и освоили различные военные хитрости. В частности, в составе сарматской армии появились вооруженные копьями всадники. Длинное копье (contus) требует изрядной подготовки, как от воина, так и от его коня. Такой степени «профессионализма» могли добиться прежде всего представители военной элиты. Времена массового ополчения ушли в прошлое. Действительно, со II века значительно сокращается количество сарматских воинских захоронений, что указывает на то, что далеко не все мужчины теперь были воинами.
Археологические находки позволяют предположить, что на протяжении большей части истории сарматов, армия кочевников состояла из конных лучников. Однако ударную силу сарматской армии составляли тяжеловооруженные копейщики. Именно на них концентрируется большинство классических авторов.

Первые свидетельства наличия у сарматов тяжелой конницы относятся ко II-III вв. до н.э. В нижнем течении Волги обнаружены соответствующие комплекты экипировки: чеушуйчатые панцири, большие наконечники копий и длинные мечи. Возможно, из Средней Азии такая экипировка попала на Волгу в ходе неизвестной войны с массагетами или саками (как известно, массагеты входили в состав аланской конфедерации). Но первые письменные упоминания о тяжелой коннице сарматов относятся к более позднему времени.
Первым о тяжелой коннице у сарматов говорит Диодор, описывая сражение на реке Фатес (310-319 гг. до н.э.). Здесь царь сираков Арифарн выступил на стороне претендента на боспорский престол Эвмела. Противоположная армия состояла из греческих наемников, скифских пехотинцев и фракийских пелтастов, а также большого числа скифских конников. Когда скифская конница атаковала «в обычный для скифов манер», армия Арифага мгновенно обратилась в бегство, и битва закончилась, едва успев начаться. Этот случай допускает двоякую интерпретацию. С одной стороны, конница Арифарна занимала место в центре строя, что обычно для тяжелой конницы. С другой стороны, тот факт, что солдаты Арифарна не выдержали атаки скифской конницы, свидетельствует о том, что конница сарматов была легкой.

На протяжении следующих двух-трех веков сарматы сумели овладеть скифскими территориями, расположенными к северу от Черного моря. Часто утверждают, что это удалось благодаря наличию в армии сарматов тяжелой конницы. Но письменные свидетельства этого достаточно скудны, поэтому точно определить причину успехов сарматов мы не можем. Тексты, скорее, свидетельствуют об обратном. Старбон в своем кратком описании Херсонесской войны (107 г. до н.э.) не говорит о наличии у роксоланов тяжелой конницы, вооруженной копьями. В ходе это войны полководец Диофант, располагавший всего 6000 воинов, сумел разгромить 50 000-е объединенное войско роксоланов и скифов. Страбон описывает экипировку роксоланов:
«Они имели шлемы и панцири из сыромятной бычьей кожи, плетеные из прутьев щиты, а также вооружались копьями, луки и мечи».
Страбон добавляет, что такой была экипировка большинства варваров. «Все атаки легковооруженные варваров разбивались о хорошо организованную и вооруженную фалангу».

Конница аорсов, участвовавшая в боспорской войне 49 г., по-видимому, была легкой. Аорсы имели задание обеспечивать прикрытие римской и боспорской пехоты, которая занималась осадой. На марше аорсы находились в авангарде и арьергарде колонны (Тацит, «Анналы»). Тацит не отрицает наличия в составе конницы аорсов тяжелой конницы, но подобная тактика характерна только для легкой конницы.
Лишь в I в. н.э. письменные источники отчетливо говорят о вооруженной копьями коннице сарматов. Тацит описывает сражение, состоявшееся в Армении в 35 г. н.э., между сарматскими наемниками иберийского царя Фарамена и парфянами.
Битву начинали конные лучники парфян, которые «одинаково хорошо умели как отступать, так и преследовать». Парфяне рассыпались, давая себе пространство для стрельбы.
«Но сарматы, луки которых уступали в дальнобойности, не стали начинать ответной стрельбы, а атаковали копьями и мечами. Какое-то время шла обычная конная битва с отступлениями и атаками. Всадники сходились, толкались и рубились друг с другом». Фарасмен вслед за сарматской конницей пустил пехоту свирепых горцев, и это решило исход сражения. Сарматы атаковали копьями не беспорядочно, а действуя в составе нескольких эскадронов. Врезавшись в противника, сарматы вынимали мечи и продолжали бой с их помощью.

https://vk.com/feed?w=wall-158490558_23686

Аватара пользователя
Tiberius
Сообщения: 1783
Зарегистрирован: 24 июл 2019, 09:12

Сарматы. Повелители степей.

Сообщение Tiberius » 02 июн 2020, 08:03

Сарматы

Ученые полагают, что сарматы произошли от потомков двух культур, срубной и андроновской. Начало нашей эры и первое тысячелетие до нашей эры ознаменовалось широким расселением племен скифов и сарматов по Великой Степи. Они принадлежали к северным иранским народам, вместе с азиатскими саками и европейскими скифами. В античности считалось, что сарматы произошли от амазонок, чьими мужьями были скифские мужчины. Однако для этих женщин язык скифов оказался трудным, и они его не смогли освоить, и язык сарматов – это искаженный скифский. В частности, таковым было мнение Геродота.

В III веке доя нашей эры, ослабевает скифское могущество, и главенствующую позицию в Причерноморье занимают сарматы. Большой период истории нашей страны связан с ними.
Забелин считал, что народы, которых греки и римляне называли сарматами, в реальности были славянами. На территориях Северного Причерноморья сарматы занимались разведением скота, образ их жизни был кочевым, они в течение года кочевали замкнуто по конкретному маршруту, выбирали места с хорошими пастбищами. В их хозяйстве были овцы, мелкие лошади, крупный рогатый скот. Также они занимались охотой, причем вместе с женщинами, которые не уступали своим мужчинам во владении верховой ездой и в стрельбе из лука.
Жили в войлочных кибитках, которые устанавливались на повозки, а основной их пищей были молоко, сыр, мясо, просяная каша. Одевались сарматы практически так же, как скифы. У женщин одежда была длинная, с поясом и длинные шаровары. Головным убором им служил заостренный на конце башлык.

Религия сарматов

В религиозно-культовом представлении сарматов особое место занимали образы животных, в частности, барана. Изображение барана часто было нанесено на ручки мечей или сосудов для питья. Образ барана олицетворялся с «небесной благодатью», был символом у многих народов древности. И также у сарматов был очень силен культ их предков.
Религиозный синкретизм греко-иранских племен нашел свое воплощение в Афродите-Апутаре, или обманщице, это культ богини древних греко-сарматов. Она считалась богиней плодородия и была покровительницей коней. Святилище этой богини было на Тамани, есть там местечко Апутары, а вот было ли оно в Пантикапее, точно неизвестно. Культ богини Астарты, почитаемый в Азии, имеет много общего, практически родственного, с культом Афродиты-Апутары. Поклонялись сарматы культу огня и солнца, хранительницами этого культа были избранные жрицы.

Предметом культа сарматов являлся и меч, он олицетворял собой бога войны. Как утверждают историки, меч втыкался в землю, и ему с благоговением поклонялись.
От сарматов, за все тысячелетнее пребывание, остались немногочмсленные напоминания, памятники, огромные курганы до 5-7 метров в высоту. Курганы сарматов и савроматов обычно образуют группы, где местность довольно высокая. Как правило, на высоких холмах, с них открывается необъятная степная панорама. Они заметны издалека и влекут к себе кладоискателей и грабителей всех мастей.
Бесследно для Юга России эти племена не исчезли. От них остались названия рек, таких, как Днестр, Днепр, Дон. Названия этих рек и многочисленных мелких речушек есть переводы с сарматского языка.

Общественное устройство

У сарматов предметы быта были довольно разнообразны, а это лишь говорит о том, что ремесла у них были хорошо развиты. Они отливали изделия из бронзы, занимались кузнечным ремеслом, кожевенное дело и деревообработка были развиты также. Сарматы продвигались на запад, а для этого приходилось завоевывать территории.
Поскольку сарматы постоянно воевали, то власть вождя, или «царя», усилилась, так как он был центром группирования военной дружины. Однако ревностно охранявшийся ими родовой строй помешал в создании единого, цельного государства.
Основное отличие общественного строя сарматов заключалось в пережитках матриархата, особенно заметно это на ранних этапах развития сарматского общества. Некоторые античные авторы считали сарматов женоуправляемыми, поскольку женщины наравне с мужчинами участвовали в войнах.

Было развито искусство. Вещи художественно оформлялись полудрагоценными камнями, стеклами, эмалью, далее обрамлялись узором филиграни.
Когда сарматы пришли в Крым, они изменили состав коренного населения, привнесли туда свой этнос. Также они вошли в правящие династии Боспора, античная культура при этом сарматизировалась. Огромно также их влияние на общественную жизнь, экономику, одежду, они распространили свое вооружение, обучили местное население новым приемам войны.

Военное дело

Война была основным промыслом у сарматов, впрочем, как и у других варварских племен. Большие конные отряды воинов-сарматов наводили ужас и страх на соседние государства и населявшие их народы. Всадники были прекрасно вооружены и защищены, у них уже имелись панцири и кольчуги, железные длинные мечи, луки, они носили налучья и стрелы их были отравлены змеиным ядом. Головы их защищали шлемы из кожи волов, панцири из прутьев.
Их меч, длиной до 110 см, стал популярным оружием, так как его преимущество в бою было очевидным. Пешими сарматы практически не воевали, именно они создали тяжелую конницу. Воевали они с двумя конями, чтобы дать одному отдохнуть, они пересаживались на второго. Порою вели с собой и по три лошади.
Их военное искусство было для того времени на очень высокой ступени развития, так как практически с рождения они учились верховой езде, тренировались постоянно и поклонялись мечу.
Противниками они были крайне серьезными, очень ловкие воины, открытой войны они старались избегать, метания стрел также, но разбойничали великолепно.

Миграции

Население сарматов росло, поголовье скота увеличивалось, в связи с этим передвижения сарматов расширялись. Прошло не слишком большое время, и они заняли и обжили огромную территорию между Днепром и Тоболом, до Северного Кавказа на юге. С Востока их начали теснить гунны, другие племена, и в IVвеке сарматы пошли на запад, где достигли Римской империи, Пиренейского полуострова и переправились в Северную Африку. Там они ассимилировались с другими народами.
Какую бы большую территорию они ни населяли, лучше всего были ими обжиты южно-уральские и северо-казахстанские степи. Только берегам одной реки, Илек, причем в ее нижнем и среднем течении, найдено свыше ста пятидесяти курганов.
Сарматы пришли в низовья реки Маныч, стали распространяться по Кубани, там их влияние было сильным. В конце 4 века усилилось расселение сарматов по Ставрополью, местное население они частично истребили, частично вытеснили. Военный потенциал коренным населением в связи с этим был утрачен.
Сарматы всегда очень агрессивно мигрировали, захватывая при этом новые территории. Смогли они дойти и до Восточной Европы, обосновавшись на территории Среднего Дуная. Также они проникли в Северную Осетию, там находятся многочисленные памятники их культуры, а происхождение осетин связывают именно с сарматами, они считаются их потомками.
Хоть сарматы от скифов в развитии своего общества отставали, но разложение родового строя они прошли. И главами племен стали вожди, которых поддерживала военная дружина, представленная знатью.

Аватара пользователя
Tiberius
Сообщения: 1783
Зарегистрирован: 24 июл 2019, 09:12

Сарматы. Повелители степей.

Сообщение Tiberius » 02 июн 2020, 08:04

Часть 2. Тяжелая кавалерия сарматов.

Множество описаний тяжелой кавалерии сарматов оставили римляне. Следующее описание сарматской тяжелой конницы относится к набегу на римскую провинцию Мезию весной 69 г. н.э. Девять тысяч конников, потеряв темп в весеннюю распутицу, попали в окружение римской пехоты. Перегруженные награбленным, тяжелые всадники барахтались в грязи и не смогли организовать оборону. Это обстоятельство позволило римлянам перебить кочевников. Тацит отмечает, что у сарматских «вождей и знатных воинов» доспехи настолько тяжелы, что упавший с коня воин едва может встать на ноги без посторонней помощи. Тацит также отмечает, «что их копья и мечи настолько длинны, что их приходится держать обеими руками». Если с копьями все понятно, то наличие двуручных мечей вызывает сомнения. С другой стороны, Тацит имеет репутацию щепетильного стилиста, который всегда ставит нужные слова на нужное место.
Тацит отмечает случайный характер поражения сарматов, говоря, что в обычных условиях, «когда они атакуют эскадронами (turmae), едва ли какой боевой порядок (acies) может устоять перед ними». В заключение Тацит описывает чешуйчатые доспехи сарматов, их копья и мечи, а также говорит о том, что они атакуют организованными отрядами.

Еще одно описание, относящееся к I в. н.э. принадлежит Валерию Флакку («Аргонавтика»). «Отряды свирепых сарматов издавали дикий вопль. Жестки их панцири (lorica) из гибкой кольчуги (molli catena). Доспехи (tegimen) покрывают их лошадей. Поверх лошадиных голов они держат еловые древки (т.е. копья), которые они упирают в колено. Копья отбрасывают длинную тень в сторону противника. Они атакуют со всей силой, на какую только способны их кони и они сами».
Интересно упоминание Флакком конских доспехов и чрезвычайно длинных копий. Дальше Флакк описывает, как сарматы смяли своих легковооруженных противников. Следует заметить, что Флакк не был военным, поэтому он едва ли видел это сражение своими глазами. «Дикий вопль» варваров он явно позаимствовал у кого-то из своих предшественников, которые часто отмечали, что сарматы и аланы громко кричат во время атаки.

Несколько обрывочных фрагментов информации касаются набега аланов на Парфию в 135 году. В своей работе «Боевое построение против аланов» Арриан описывает построение римской армии во время боя с аланами. Из текста следует, что римляне ожидали фронтальной атаки аланской конницы. Эту атаку они планировали сдержать, вооружившись длинными копьями. Кроме того, они предполагали, что противник прибегнет к фланговым охватам и ложному отступлению, поэтому приняли меры и против этих угроз.
В своем «Искусстве тактики» («Ars Tacticae»), написанном около 137 года, Арриан четко говорит о том, что конница сарматов и аланов вооружена копьями. Он их называет словом kontophoroi – «копьеносцы», а не kataphraktoi – «катафракты». О доспехах своих противников он говорит так: «Сарматы имели легкие доспехи, а их кони вовсе не были защищены».

Характерный «варварский маневр» Арриан описывает в своем «Искусстве тактики». Это – ложное отступление. «Разворот и ложное отступление сарматских конных копьеносцев – полезный маневр». Когда ложное отступление появилось в арсенале римской конницы неизвестно, но вооруженные копьями конные воины появились в составе римской армии примерно в это же время.

Стандартный наступательный арсенал сарматов продемонстрировали языги в сражении с римлянами на льду замерзшего Дуная в 173 году. Дион Кассий сообщает, что кони языгов уверенно держались на льду. Часть языгов атаковала римлян в лоб, тогда как другая часть совершила глубокий обход, намереваясь атаковать с тыла. Однако дисциплинированная римская пехота сдержала удар противника и сумела причинить ему тяжелейшие потери.
Кассий пишет, что сбитые с коней сарматы становились легкими жертвами легионеров, так как не имели адекватных доспехов. Это свидетельство, а также свидетельство Арриана о легких доспехах сарматов, по-видимому, можно объяснить тем, что появившиеся к тому времени на востоке гунны с их мощными луками сделали использование тяжелых доспехов бесполезным.
В IV веке Аммиан писал, что аланы добились мобильности за счет отказа от тяжелых доспехов. В другом месте он пишет, что у сарматов доспехи сделаны из роговых чешуй. Некоторые историки считают, что большинство аланов не носили доспехов, как это было характерно и для гуннов. Другие историки полагают, что «легкие» доспехи представляли собой кольчугу, распространенную в Европе и Азии.

Недавний анализ археологических находок позволяет заключить, что аланы имели самые тяжелые доспехи среди всех сарматов, исключая разве что сираков. Тем не менее, нельзя утверждать, что вся конница сарматов была тяжелой. Их нельзя назвать «катафрактами» – « закованными в доспехи». Мы уже говорили, что по свидетельству Тацита тяжелые доспехи имели только вожди и знатные воины. Дороговизна доспехов мешала их широкому распространению. Однако, военная элита, облаченная в доспехи, бросалась в глаза посторонним наблюдателям, создавая впечатление многочисленности. Но в действительности, большинство сарматских конных копейщиков не имело доспехов даже до появления гуннов.

После падения Западной Римской империи на полях сражений стала безраздельно господствовать конница. При этом аланы обзавелись более тяжелыми доспехами. Историк Иордан, описывая битву на реке Недао в Паннонии в 453 году, характеризует аланов, как имеющих тяжелые доспехи. Писавший в конце IV века Вегеций, жаловался, что римская пехота не имеет доспехов, а римская конница состоит из гуннов, готов и аланов. Однако, нигде нет свидетельств того, что тяжелые доспехи сарматов произвели впечатление на римлян. Напротив, римские авторы скорее отмечают скорость и быстроту атаки кочевников. Вегеций прежде всего выделяет превосходное мастерство верховой езды аланов и гуннов, которых он считал одним народом.

Аватара пользователя
Tyrant
Сообщения: 3670
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 14:45

Сарматы. Повелители степей.

Сообщение Tyrant » 04 июн 2020, 11:16

Часть 3. Пехотные подразделения сарматов.

Большинство военных операций, проведенных сарматами, осуществлялось с использованием одной конницы. Аммиан пишет, что аланы считали, что «ходить пешком – ниже их достоинства». Тем не менее, армия сарматов располагала и пешими воинами. Лукиан в «Токсарисе») сообщает, что в набеге сарматов на скифские земли участвовало 10 000 конных и в три раза больше пеших воинов. Лукиан писал во II в. н.э., а набег произошел несколькими столетиями раньше. По-видимому, пешие воины происходили из состава зависимых племен, но не были полноценными сарматами. В описании Лукианом формирования войска «вокруг шкуры» упоминаются пешие воины.

Сарматы, как и другие кочевники, подчинялисебе соседствующие с ними оседлые народы. Коренное население черноморского побережья – «оседлые скифы» или georgi «землевладельцы», сохранило право на свою землю в обмен на выплату регулярной дани. Среди этих племен известны племена меотов и синдов, «погоняемых плетью», как сообщает Валерий Флакк. В 49 году сираки предложили римлянам 10 000 рабов в обмен на пощаду осажденной Успы. Под «рабами» здесь понимаются представители подчиненных сиракам племен.

Подчиненные племена часто предоставляли сарматам ополченцев, которых использовали в качестве солдат или строителей. Иногда эти племена восставали против кочевников. По-видимому, такие восстания происходили довольно часто, хотя далеко не все они отмечены в литературе. В 330-х гг. рабы дунайских сарматов подняли восстание. Они объявили себя самостоятельным народом – лимигантами. Этот народ просуществовал до 359 года, когда император Констанций совершил на них неожиданное нападение и перебил их всех. Армия лимигантов состояла из пехоты, сражавшейся в плотном строю, но также располагала несколькими малочисленными конными отрядами.

На основании вышеизложенных мнений современные ученые делают вывод, что пехотные подразделения в армиях сарматов были представлены исключительно за счет подчиненных им оседлых народов и племен. По всей видимости пехота использовалась как вспомогательный вид войск на тех участках, на которых либо было затруднено использование кавалерии, либо же эти участки не несли в себе стратегического значения. Вероятнее всего эти пехотные подразделения были представлены подразделениями лучников и легкой пехоты. На это указывает дороговизна тогдашнего доспеха и тяжелого вооружения. Води мобилизованных племен и наиболее знатные воины были в состоянии купить себе доспех и оружие и сражаться верхом, чего не скажешь о простых людях. Ученые допускают тот факт, что в сарматской пехоте могли существовать подразделения тяжелых копейщиков. Они исходят из того, что соседствующие с сарматами народы были вынуждены изобретать своего рода противоядие против атак тяжелой кавалерии кочевников, по этой причине создавались отряды копейщиков, которые могли устойчиво противостоять конным атакам. Исследователями допускается присутствие таких подразделений в союзной сарматам пехоте. Но в то же время такие подразделения были довольно малочисленны от общего числа сарматской пехоты.

Аватара пользователя
Tyrant
Сообщения: 3670
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 14:45

Сарматы. Повелители степей.

Сообщение Tyrant » 04 июн 2020, 11:17

Часть 4. Оружие и доспех сарматской кавалерии.

Сарматское вооружение и доспехи испытывали влияние со стороны соседей, от Средней Азии до Персии и Галлии. Скифы и фракийцы, располагавшие тяжелой конницей, без сомнения сыграли свою заметную роль в развитии конницы у сарматов. Контакты с Боспорским царством также накладывали свой отпечаток. Ощущалось также греческое и римское влияние. Меньше известно о влиянии со стороны меотов и других племен, населявших побережье Азовского моря и Северный Кавказ.
Современники отмечали большое сходство между сарматами и парфянами. Помпоний Мелла писал, что сарматы «по обычаям и оружию близки к парфянам». Прямые контакты между сарматами и парфянами существовали, но это сходство скорее можно объяснить постоянным заимствованием военных технологий того времени друг у друга.

В раннюю эпоху сарматские доспехи делали из кожи. Страбон пишет, что роксоланы около 107 г. до н.э. носили «шлемы и панцири из невыделанной кожи». Говоря о роксоланах в 69 г. н.э., Тацит в «Истории» упоминает о том, что их доспехи изготовлены из железных пластинок или очень прочной кожи. Некоторые историки пытаются связать кожаные доспехи с загадочным комплексом доспехов, изображенных на основании колонны Траяна. Некоторые авторы считают, что кожаные доспехи представляли собой вариант греческих панцирей. Но скорее всего под кожаными доспехами у сарматов понималась обычная одежда, пошитая из более прочной кожи, или чешуйчатый панцирь, собранный из кожаных чешуй.

Можно уверенно утверждать, что чешуйчатые доспехи были основным типом доспехов сарматов. Археологические находки свидетельствуют, что в VI в. до н.э. знатные воины уже носили панцири из железной или бронзовой чешуи. У менее состоятельных воинов панцирь состоял из кожаных пластин. На груди кожаные пластины иногда заменяли железными. Первые изображения сарматских чешуйчатых доспехов относятся к I в. н.э. Панцирь имел короткие рукава, а по длине достигал середины бедра. Подол по бокам имел разрезы, достигающие поясного ремня. Эти разрезы облегчали ношение панциря при езде верхом на лошади. Горловину, а также края рукавов и подола часто изображали красно-коричневого или коричневого цвета. Кожаный поясной ремень перехватывал панцирь, перекладывая часть массы панциря на бедра, разгружая плечи. Однако нет ни одного изображения панциря в расстегнутом виде.
Археологи нашли более 60 остатков панцирей, однако не удалось реконструировать ни одного образца. Обнаруженная чешуя обычно железная, реже бронзовая. Размеры чешуи колеблются в широких пределах от 2х1,5 см до 8х2 см. Обычно чешуя имеет прямоугольную форму со сглаженными нижними углами. Вдоль верхнего края находятся несколько отверстий. Через эти отверстия с помощью железной или медной проволоки, либо кожаного шнурка, чешуя крепилась к кожаной или холщовой подкладке. Чешуя укладывалась наподобие черепицы горизонтальными рядами. При этом каждый верхний ряд частично перекрывал нижний. В курганах у хутора Кащеевка обнаружен панцирь, у которого ряды бронзовой и железной чешуи следуют по очереди. Этот курган датируется концом IV в. до н.э. К III веку появляются панцири с крупной прямоугольной чешуей.

Первые образцы сарматских кольчуг появились на Кубани и датируются I в. до н.э. У соседствующих с сарматами меотов кольчуги появились на одно-два столетия раньше. Кольчуги были удобными в ношении и обеспечивали неплохую вентиляцию, хотя хуже защищали от стрел и тупых ударов. Сарматы сперва «скрестили» чешую и кольчугу, защищая торс чешуей, а конечности – более гибкой кольчугой. Полные кольчуги начали вытеснять чешуйчатые панцири во II веке.
Во II веке появились упрощенные чешуйчатые панцири, изготовленные из роговых чешуй – спилов рогов или копыт. Первым о таких панцирях упоминает Павсаний, который отмечает, что роговую чешую сарматам пришлось использовать из-за нехватки железа. Павсаний далее описывает сарматский панцирь из конских копыт, сохраняемый в храме Эскулапа в Афинах:
«Они собирают копыта, чистят их и раскалывают на пластины, похожие на змеиную чешую. Вы не слишком ошибетесь, если представите себе сосновую шишку. Далее они сверлят отверстия в этой чешуе и пришивают ее конским волосом, делая панцири, которые не уступают по красоте греческим образцам. Они и по прочности не уступают железным доспехам, выдерживая рубящие удары и попадание стрел, пущенных в упор».
Подобные панцири, сделанные из роговой чешуи, упоминает Аммиан, говоря о сарматах, совершавших набеги на Мезию и Паннонию в 358 году: «Эти люди, более способные к грабежу, нежели к регулярному бою, вооружены длинными копьями (hastae). Их панцири сделаны из отполированных кусочков рога, прикрепленных к холщовым рубахам наподобие чешуи». Археологам до сих пор не удалось найти ни одного экземпляра чешуйчатого панциря, сделанного из рога, копыт или твердой кожи.

Металлические шлемы сарматов археологи находят не чаще, чем металлические панцири. Такой шлем был принадлежностью знатного воина. Ранние сарматские шлемы походили на шлемы скифов. Сарматы, также как и скифы, импортировали шлемы из греческих черноморских колоний. Особенно популярны были коринфские шлемы. Однако эти шлемы ограничивали поле зрения воина, поэтому кочевники часто срезали нижнюю часть шлема. Переделанный таким образом коринфский шлем, датируемый концом V в. до н.э., обнаружен в кургане на берегу Волги.
Всего к северу от Черного моря удалось обнаружить около 40 сарматских шлемов (целых и фрагментов), относящихся ко II в. до н.э – IV в н.э. Большинство из них относится к греческому, кельтскому и этрусско-италийскому типам. Кельтские шлемы представлены в основном «жокейскими» шлемами. Грубая работа свидетельствует о том, что эти шлемы изготовлены на месте. Некоторые экземпляры кельтских и этрусско-италийских шлемов импортированы через бастарнов (кельто-германское племя) или получены у галатов (кельтов, поселившихся в Малой Азии), которые, как стало недавно известно, поддерживали тесные связи с сарматами и Боспорским царством.

К концу I в. до н.э. распространение получил новый тип шлема. Этот шлем имел железный каркас, составленный из одного-двух железный обручей и трех-четырех вертикальных полос, соединенных между собой заклепками. Такие шлемы изображены на колонне Траяна и на боспорских надгробных рельефах, однако, археологам не удалось найти ни одного такого шлема. На некоторых боспорских рельефах и фресках изображены «парфянские» шлемы, имеющие округлый силуэт, если смотреть на них сбоку, и узкую фронтальную проекцию. Большинство сохранившихся парфянских шлемов относятся к более позднему периоду. Сарматский «каркасный» шлем, описанный выше, некоторые историки считают прототипом более позднего шлема типа spangenhelm, распространившегося в Европе в эпоху Великого Переселения народов. «Шпангенхельм» был особенно популярен среди германских народов. Его ранние образцы имели короткую назальную пластину. На арке Галерия (около 300 г.) каркасные шлемы носят императорские телохранители, что позволяет предположить в них сарматов. Однако, пока наличие каркасных шлемов у сарматов не будет доказано археологически, все выводы носят исключительно предположительный характер.

В античные времена щиты обычно делали из второсортных материалов: дерева, камыша или кожи, поэтому археологам сарматские щиты практически не попадаются. Единственный сарматский щит удалось обнаружить в кургане у хутора Кащеевка. Этот щит был усилен металлической чешуей. Длинные железные чешуи крепились железными заклепками, а округлые – кожаным щитом.
Свидетельства наличия щитов у сарматов носят в основном текстуальный характер. Страбон говорит о том, что роксоланские всадники в 107 г. до н.э. «несли плетеные щиты». По-видимому, эти щиты напоминали щиты персов-ахеменидов. Такие щиты обнаружены в Пазыкском захоронении. Щиты представляют собой кожаную рамку, в которую вставлены струганые палочки. Размер щитов 26 х 36 см. Щиты обнаружены подвешенными к седлам. Говоря о сарматских копьях, Тацит мимоходом сообщает, что у сарматов нет обычая пользоваться щитами, так как они обеими руками держат тяжелые копья.

Ниже приведены два отрывка, которые на первый взгляд противоречат сообщенному выше. Арриан в своем «Боевом порядке против алан» сообщает, что его легионеры были выстроены в восемь шеренг, причем воины со второй по четвертую шеренгу вооружались дротиками, которые метали в противников, чтобы дротики вонзались в щиты и панцири, застряв в них и заставив противника бросать их. Однако, это ни что иное, как стандартная формулировка действий пилума, которая вставлена в текст по традиции. Второе свидетельство принадлежит Диону Кассию, который описывал сражение на замерзшем Дунае в 173 г. В ходе боя римские легионеры, по словам Диона Кассия, сбрасывали язигов с коней на лед, «дергая за поводья и щиты». Возможно, какая-то часть сарматской конницы действительно имела щиты.

Римские и греческие авторы редко когда последовательно различают пики, копья и дротики. Как правило, они ставят эти слова последовательно, используя их частичную синонимию, они стараются избегать частого повторения одного и того же слова в тексте. Подобный прием практикуют и переводчики. Так или иначе, можно уверенно утверждать, что сарматское копье было очень длинным. Слово kontos Гомер в «Одиссее» употребляет в значении «шест, используемый для отталкивания лодки». Позже римляне использовали это слово для обозначения длинных сарматских копий – contus sarmaticus. Слово contus также встречается в латинской поэзии вне сарматского контекста.

До появления contus сарматы использовали обычные не слишком длинные копья. Говоря о рокосоланах в 107 г. до н.э, Страбон называет их главное оружие словом longche, добавляя, что они также имели луки и плетеные щиты. Греческое слово longche имеет первое значение «шип», «острие» и также означает «копье» или «дротик». Овидий (8-18 гг. н.э.), говоря об оружии языгов, употребляет латинское слово hasta, которое означает простое, не слишком длинное копье. Но с I в. н.э. самые разные авторы последовательно используют слово contus для обозначения копья сарматов и аланов. Самих же воинов, вооруженных такими копьями, они называют словом kontrophoros, то есть «человек, несущий contus».

Наконечники копий археологи находят в захоронениях, начиная с савроматского периода. Однако отличить обычное копье от длинного по наконечнику невозможно, так как древко давно разрушилось, а металлической пятки на древних сарматских копий не было. Плутарх, описывая парфянские копья, называет их «нагруженными железом». Поэтому можно предположить, что эти копья имели массивные наконечники. Но большие наконечники копий находятся очень редко. Археологи обычно считают, что если в захоронении обнаружены доспехи, то и копье здесь должно быть длинным. Однако, захоронения сарматов обычно слишком малы, чтобы вместить длинное копье. Длину копья в захоронении удается определить буквально в единичных случаях. Так, в сарматском кургане под Октябрьской на нижнем течении Дона обнаружено копье длиной 3,4 м. Правда, остается сомнение, проводилось ли измерение в действительности, или здесь публикуется «всем известный факт», что копья сарматов имели такую длину.
Чтобы определить длину contus, приходится прибегать к изображениям. Боспорские фрески II века изображают копья длиной не менее 3 метров, а иногда вплоть до 4,5 метров. На рисунках воины держат contus двумя руками, а не зажимают его под мышкой, на манер средневековых рыцарей. Левой рукой удерживают копье и наводят его на цель, а правой придерживают заднюю часть древка у бедра.

Ранние сарматские мечи походили на скифские образцы. Обычно это были короткие акинаки, распространенные среди персов и других иранских народов. По сравнению со скифскими мечами, мечи савроматов отличались более простой отделкой.
В VI в. до н.э. у сарматов появились более длинные мечи, которые к IV в. до н.э. стали преобладающими, хотя полностью акинаков не вытеснили. Многие длинные мечи имели головку рукоятки «антенного»т типа. В IV в. до н.э. «антенная» головка рукоятки уступила место дуговидной и дисковой головке.
Кольцевая головка, выкованная как единое целое с рукояткой, была наиболее распространенным типом у сарматских мечей. Вероятно, кольцо появилось в результате смыкания двух «антенн». Кольцо появилось в III в. до н.э. и преобладало со II в. до н.э. плоть до II в. н.э. Мечи с кольцевидными головками находят от Волги до Дуная.

Мечи с кольцевидной головкой имеют короткую прямую металлическую гарду. Существовали варианты мечей с длинным и коротким клинком. «Короткий» клинок был длиной 50-60 см, встречались еще более короткие образцы. Более редкие «длинные» мечи были длиной от 70 см, порой достигая 130 см.
Около II в. до н.э. для короткого меча появились характерные набедренные ножны. К правому бедру они крепились двумя кожаными ремешками. Иногда имелась дополнительная пара ремешков, шедшая к поясу под курткой. Наиболее старые набедренные ножны обнаружены на Алтае. Длинный меч носили в ножнах на левом боку традиционным образом.

В сарматских захоронениях на протяжении всей истории встречаются кинжалы. У большинства из них рукоятки того же типа, что и у мечей. Отличие кинжала от меча заключалось только в длине его клинка, всякое оружие с клинком короче 35 см обычно классифицируется как кинжал. Кольцо сарматского меча обычно украшалось ниткой бус, обычно из агата, халцедона или стекла. В захоронениях нитка давно истлела, но возле кольца неизменно лежат эти камни. Такое украшение позднее носили гунны.
Меч с кольцевидной головкой вышел из употребления на протяжении II в. н.э. Незадолго до этого появился новый тип длинного меча, который стал и оставался основным типом вплоть до V века. Эти мечи имели отдельную головку в форме диска или сплюснутой сферы, изготавливавшуюся из различных материалов, например, халцедона или стекла. Большинство мечей имели клинок длиной около 100 см. Гарда меча делалась из дешевого материала – дерева или кости, поэтому редко сохранялась вместе с мечом. Множество таких мечей обнаружено на Волге и Южном Урале. Меч носили на левом боку. При этом на правом боку часто носили кинжал, о чем свидетельствуют многочисленные захоронения.

Длинный меч отлично подходил для действий верхом или лошади. Когда копье ломалось или отбрасывалось (что часто происходило после начала рукопашной схватки), всадник выхватывал меч и продолжал сражаться им. Сарматские всадники, которые стремительно атаковали парфян в 35 г. н.э, были вооружены копьями и мечами. То же самое известно о роксоланах, вторгшихся в Мезию в 69 году.
Изображение

Аватара пользователя
Tyrant
Сообщения: 3670
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 14:45

Сарматы. Повелители степей.

Сообщение Tyrant » 05 июн 2020, 08:41

Часть 5. Оружие и доспех сарматских конных лучников.

Лук был важной деталью в экипировке сармата. Хотя роль лука с годами неуклонно уменьшалась, окончательно лук так и не исчез. Ранние сарматские луки походили на скифские образцы. Короткие, завернутые, склеенные из нескольких слоев древесины, длиной до 80 см. С IV в. до н.э. на луке появились костные накладки: на рукоятке и концах плеч. Эти накладки увеличили мощность лука. Стрелы длиной 40-50 см, иногда до 60 см, делались из березы, иногда клена или тополя.
Короткий скифский лук хранился в горите – комбинированном колчане. Горит делался из кожи, местами его поверхность украшалась и усиливалась металлическими накладками. Его обычно носили на левом бедре, но с распространением длинных мечей колчан переместился на правое бедро. Встречались также отдельные колчаны из бересты. Обнаружены гориты, вмещающие до трехсот стрел. В некоторых захоронениях обнаружены два колчана.

Каждая стрела имела трехперое оперение, прикрепленное к древку с помощью ремешка из тонкой кожи. Это видно на обнаруженных археологами образцах. Древко стрел часто окрашивали. Некоторые горитос содержат только красные стрелы. В Шолоховском кургане, датируемом IV в. до н.э., обнаружен горитос, содержащий 128 стрел, раскрашенных черными, красными и белыми полосами. По-видимому, цветовая кодировка указывала на владельца стрелы, или позволяла определить тип наконечника стрелы.

В I в. н.э. распространился новый, еще более мощный тип лука – так называемый гуннский лук. В длину гуннский лук достигал 120 и более сантиметров, то есть был значительно длиннее сарматского лука. Лук имел заметные костяные накладки на концах плеч. Плечи лука были ассиметричными, верхнее плечо заметно длиннее нижнего.
Для гуннского лука требовались стрелы длиной более 80 см, оснащенные более тяжелыми наконечниками. При этом число стрел в захоронениях резко уменьшилось. Редко когда число стрел достигало 100, а в поздних сарматских захоронениях число стрел не превышает 15. Гуннский лук оказался слишком большим для горитоса, поэтому его переносили в отдельном мягком саадаке рядом с одним-двумя цилиндрическими колчанами. Колчаны и саадаки делали из лосины и традиционно окрашивали в красный цвет.

Павсаний пишет, что во II в. н.э. сарматы использовали костяные наконечники стрел, поскольку испытывали нехватку железа. Действительно, костяные наконечники в небольших количествах археологи находят на всем протяжении истории сарматов. Возможно, это объясняется тем, что кость достаточно легко разлагается в почве. В кургане возле хутора Кащеевка (IV-III вв. до н.э.) обнаружены две группы наконечников стрел, соответствующие двум колчанам. В кургане было 228 железных наконечников, 4 бронзовых и 9 костяных. С ранних времен подавляющее большинство бронзовых наконечников в сарматских захоронениях относятся к скифскому типу. Позже почти единственным типом наконечника стал простой железный наконечник.
Овидий часто упоминает «отравленные стрелы» сарматов. «Среди них не было ни одного, у кого бы не было колчана и лука. Стрелы были отравлены ядом гадюки». Возможно, эти слова Овидия следует толковать психоаналитически, и «яд гадюки» принадлежал самому Овидию, брызгавшему им вокруг себя. Овидий также говорит о том, что стрелы имели шипы у основания наконечника. Возможно, эти шипы были отклонены назад и служили в качестве зазубрин, затруднявших извлечение стрелы из раны.

Как и другие кочевники, разводящие рогатый скот и лошадей, сарматы использовали арканы. Есть свидетельства того, что особо искусно арканами владели сарматские женщины. Помпоний Мела сообщает, что сарматы набрасывают аркан на шею противника и сдергивают его с седла. Павсаний описывает другую технику: «Они бросают веревки в сторону противника, а затем поворачивают назад, чтобы противник запутался». Наиболее интересный случай применения аркана отмечен в 73 г. н.э., когда аланы, вторгшись в Парфию, сумели заарканить армянского царя Тиридата. Но царь в последний момент успел перерезать аркан своим мечом и избежал удушения (Иосиф Флавий).

Сарматские конные лучники использовали легкий кожаный доспех или и вовсе обходились без него. То же самое относится и к применению шлемов.
Изображение

Аватара пользователя
YourShadow
Сообщения: 1766
Зарегистрирован: 24 июл 2019, 14:52

Сарматы. Повелители степей.

Сообщение YourShadow » 06 июн 2020, 08:12

Часть 6. Кони, конский доспех и сбруя сарматов.

Как и кони других кочевников, сарматские кони были выносливыми животными, способными выживать на таких скудных пастбищах, где неизбежно гибли европейские лошади. Римлянам понравились кони, полученные от аланов в период правления императора Проба. Эти кони не были особенно красивы или высоки. Но они могли преодолевать по сто километров в день и более, причем делать это на протяжении одной-двух недель. Сарматские армии покрывали огромные расстояния за кратчайшие сроки, немыслимые для «цивилизованных» армий. Часто они брали с собой запасных лошадей, меняя их по пути. Аммиан свидетельствует, что каждый кочевник имел одну, а то и две запасные лошади.
Сарматы холостили жеребцов. Старбон отмечает: «Эта особенность характерна для скифов и сарматов. Они обязательно кастрируют своих коней, чтобы те были более послушны. Хотя их кони невелики ростом, они необычайно подвижны и трудноуправляемы».
По данным археологов, большинство сарматских коней имело в холке всего 13-14 ладоней. У скифов наиболее породистые кони достигали в холке роста 15 ладоней. До сих пор в России разводится ахалкетинская порода лошадей, которая имеет основой породу, разводимую степными кочевниками.

У сарматов не было в обычае хоронить вместе с воином его коня, поэтому мы располагаем весьма небольшим количество конских скелетов. Часто считают, что сарматские тяжелые кавалеристы использовали более рослых коней. Действительно, для тяжелой конницы требуются более мощные животные. И таких коней сарматам удалось вывести благодаря коням, полученным из Мидии и Парфии. Но в целом сарматские кони оставались низкорослыми. По крайней мере, римские авторы нигде не отмечают рост сарматских коней, хотя постоянно восхищаются из выносливостью. Кони роксоланов, изображенные на колонне Траяна, по росту не превосходят изображенных рядом римских.
Туранская порода лошадей вполне подходит под требования, предъявляемыми лошадям тяжелой конницы. Туранские кони, по-видимому, были предками ахалтекинцев. Они выглядят по-восточному и не отличаются ростом. Туранская порода происходит из Трансоксании, то есть их родина находится недалеко от Ферганской долины, где китайцы нашли «божественных коней». Некоторые из этих превосходных гнедых коней сохранились в леднике Пазырка. Рост пазырыкских коней превышает 15 ладоней.

Скифы не обращали никакого внимания на хвосты своих коней. К III в. до н.э. появился обычай перевязывать хвосты короткими лоскутами ткани или кожи. Возможно, кочевники причерноморья позаимствовали это обычай у персов. Около I в. н.э. на многих боспорских изображениях лошади показаны с необычно длинными и узкими хвостами, иногда имеющими форму плетеного рукава. Смысл этого обычая неясен, но известно, что у монголов плетение конских хвостов указывали на пол, возраст и даже степень объезженности животного.
В ранний период своей истории сарматы коротко подстригали гривы коней. Подобный обычай был широко распространен, и отмечен не только у скифов, но и у римлян тоже. Примерно в I в. н.э. (с появлением аланов на побережье Черного моря) у коней появляется «зубчатая» грива. Зубцы, которыми подстригалась грива, могли иметь различную форму: прямоугольную, треугольную. Такая стрижка делалась исключительно из эстетических соображений. Обычай подстригать гриву зубцами отмечен также в Иране, Индии и Китае, но во всех случаях он попал туда из Средней Азии. По-видимому, возник это обычай у среднеазиатских племен юэ-чи или точаров. Несколько кланов этого племени вполне могли войти в состав аланской конфедерации.
Около I в. н.э. у сарматов появился обычай клеймить своих лошадей. В качестве клейма использовался символ, называвшийся тавро. Этот символ служил своего рода гербом или личной эмблемой воина. Тавром обозначались не только лошади, но и предметы личной экипировки. На некоторых боспорских надгробьях изображены клейменные кони. Тавро обычно ставилась на бедро или плечо животного.

На колонне Траяна изображено несколько коней в чешуйчатых доспехах. На колонне кони покрыты доспехами с головы до копыт, что не подтверждается археологически. По-видимому, скульпторы, создававшие колонну, или не знали реального положения вещей, или прибегали к сознательному искажению, например, стилизации. Но известно еще одно изображение сарматских конских доспехов – на босфорской надгробной стеле Афенея.
Хотя обнаружено несколько фрагментов, предположительно относящихся к конским доспехам, ни одна из этих находок уверено не идентифицирована. Большое кольчужное полотно, обнаруженное в сарматском захоронении на Кубани в 1896 году вместе с двумя кольчугами, по-видимому, представляет собой конский доспех. Но поскольку иллюстраций этой находки не было сделано, а сама она пропала, остается множество вопросов на ее счет.

Письменные упоминания сарматских конных доспехов также отрывочны. Наиболее подробное описание сделано в I в. н.э. поэтом Валерием Флакком. Легкие конские доспехи, по-видимому, изготавливали из кожи. Точно известно, что персы-сасаниды использовали кожаные конские доспехи. Шейные конские доспехи, найденные в Дура-Европос, изготовлены из кожаных чешуй. Использование конских доспехов колебалось среди разных групп сарматов и на протяжении времени. В последней, оборванной, строке «Боевого порядка против аланов», написанного Аррианом в 135 г., говорится: «Аланы были легко вооружены и скакали на конях без доспехов». Другие авторы, например, Константий и Исидор Севильский, по-видимому, упоминают конские доспехи у аланов. Мы можем с достаточно уверенностью утверждать, что сарматы использовали конские доспехи, хотя не столь массово, как это делали парфяне и сасаниды.

Долгое время считалось, что появление тяжелой конницы, вооруженной длинными копьями, имеет появление стремян обязательным условием. По этой причине многие историки полагали, что стремена у сарматов точно имелись. Но факты опровергают это положение. Наиболее ранние уверенно датируемые стремена найдены в Корее, и относятся они к IV в. н.э. В Среднюю Азию стремена попали в V-VI вв., а в Европу были занесены аварами не ранее VI в.
Уверенную посадку в седле обеспечивают не столько стремена, сколько седло. Стремена только облегчают посадку в седло и уменьшают утомление при длительной езде. Поэтому разгадка тяжелой конницы сарматов, несомненно, должна крыться в появлении нового седла.
В сарматском искусстве встречаются изображения седел с четырьмя рогами. Боспорские надгробья I-II вв. изображают седла, рога которых частично закрывают бедра. Такое «эргономичное» седло изображается неоднократно, поэтому его нельзя назвать ошибкой одного художника. Сарматская конница на сосудах их Косики изображена скачущей на уплощеннных четырехрогих седлах, похожих на римские седла. Характерная деталь этих седел – три кожаных седла, свисающих сзади. Очевидно, эти ремни использовались для того, чтобы приторачивать к седлу груз.

Парфяне и сасаниды также использовали четырехрогое седло. Известны также седла с раздвоенной задней лукой. Принято считать, что рогатое седло изобрели кельты, но реальные факты указывают на то, что данный тип седла появился в Средней Азии, а в Западную Европу оно попало через сарматов. Известно несколько вариантов рогатого седла, каждый из которых имеет свою историю.
Металлические диски, установленные на месте соединения кожаных ремней сбруи, появились в конце III в. до н.э. Римляне называли эти диски словом falerae. Популярность такие украшения приобрели в II-I вв до н.э. Обычно их делали из серебра или посеребренной меди. Поверхность дисков украшалась изображениями. Наиболее крупные диски диаметром 15-24 см помещались на грудь животного. Меньшие диски, обычно парные, помещались на боках лошадей.

Аватара пользователя
YourShadow
Сообщения: 1766
Зарегистрирован: 24 июл 2019, 14:52

Сарматы. Повелители степей.

Сообщение YourShadow » 07 июн 2020, 07:44

Часть 7. Штандарты сарматов в виде головы дракона.

Арриан полагает, что штандарт в виде дракона с хвостом, наполняемым ветром, изобрели сарматы, а у тех позаимствовали римляне. По-видимому, такой штандарт был особенно полезен для отрядов конных лучников, так как позволял определить направление и силу ветра, на который лучники брали поправку при стрельбе.

Арриан описывает штандарт как длинный рукав, «сшитый из кусков цветной материи». Рукав безвольно свисал, когда знаменосец стоял на месте, но развивался наподобие змеиного хвоста во время быстрой скачки, свистя на ветру. Арриан утверждает, что штандарт должен быть цветным, что добавляет зрелищности атаке конницы. В каждом отряде должен быть свой штандарт, что помогало поддерживать порядок строя во время смотра и в бою.

Передняя часть штандарта в виде позолоченной драконьей головы обнаружена в Нидербибере (Германия). Но далеко не все штандарты имели драконью голову. У большинства из них имелся только матерчатый хвост, или голова напоминала голову волка или рыбы. На колонне Траяна изображены штандарты с собачьими головами. Однако, все штандарты с матерчатым хвостом условно называют драконьими штандартами (лат. draco).
Сарматские драконы отличались от римских . Сарматские штандарты имеют более восточную стилистику, на головах заметнее уши, собачьи зубы и даже плавники. Обычно на головах отсутствуют чешуя и гребень, имевшийся на драконе из Нидербибера. Некоторые головы сарматских штандартов представляют иранских сенмурвов – полуволков-полуптиц. Возможно, собачьи головы на штандартах с колонны Траяна представляют собой интерпретацию скульптора восточных драконов.

Аналогичные штандарты имелись у парфян и сасанидов. Парфянские штандарты непременно блестели золотом и шелком. В 357 году римские императоры Юлиан и Констанций имели личных драконов, сшитых из парчи. Вегеций отмечает, что римская пехота теперь также имеет драконьи штандарты. Штандарты в виде дракона еще долгое время использовались в Грузии. В Западной Европе драконы имелись у франков Карла Великого. На гобелене из Байё знаменосец короля Гарольда Годвинссона держит «уэссекского дракона».

Аватара пользователя
Tyrant
Сообщения: 3670
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 14:45

Сарматы. Повелители степей.

Сообщение Tyrant » 29 янв 2021, 07:28

Сарматы в VIII в. до н. э. — X в. н. э. были соседями скифов и жили на обширных территориях от Дуная до Аральского моря. Те и другие были кочевыми племенами. Лингвисты объединяют их языки в одну группу скифо-сарматских (уже исчезнувших) языков и относят к восточно-иранской подгруппе иранских языков. Однако с этой идеей согласны не все ученые. Есть такие, кто утверждает, что у скифов и сарматов был один язык. Ученым трудно делать обоснованные научные выводы, потому что имеются очень скудные сведения о языке. Это прежде всего упоминания в иностранных источниках скифских и сарматских личных имен и некоторых других слов, а также ираноязычные топонимы, имеющиеся на юге России, на Украине и в Молдавии. В 1970 году на Памире была найдена чаша, на которой что-то написано неизвестными знаками. Позже были обнаружены еще некоторые письменные скифско-сарматские памятники, но надписи на них не расшифрованы до сих пор.

Следующий этап развития языка – это формирование аланского языка на основе сарматского. Большинство ученых (опять же – не все!) считают, что аланы выделились из сарматской общности. Во время великого переселения народов в IV—V вв. н. э. часть аланов поселилась в Приазовье и Предкавказье, другая часть прошла через всю Европу до Франции и Испании. О близости аланского языка германским языкам имеется множество свидетельств.

Из аланского языка позднее образовался современный осетинский. Это единственный живой потомок скифо-сарматских языков.

И ученые, и просто носители осетинского языка отмечают его поразительное сходство с западно-европейскими, особенно германскими языками. Вот несколько примеров сходства осетинского с английским языком:

англ. paid (платный) – осет. пайда (выгода)

father – фыд (отец)

mother - мад (мать)

name – ном (имя)

is – ис (есть)

door – дуар (дверь)

arm – арм (рука)

egg – аиг (яйцо)

narrow – нарæг (узкий)

middle – мидæгаей (средний)

all – аллы (все)

another – æндæр (другой)

hoot – худ (шапка)

dress – дарæс (вещь, одежда)

murder – мард (убийца)

what – уат (что)

devil – ивал (дьявол)

enter – антæр (ввод).

А вот примеры сходства осетинского и немецкого языков.

нем. аndere – осет. андар (другой)

sagmal – зæгъма (скажи)

Кuh – къуг (корова)

Nur - нур (теперь)

Нut - худ (шапка)

Weiter - дартер (дальше)

Ohne dich – ана (она) дау (без тебя)

Acht – аст (восемь)

Hoch (высота, высокий, возвышенность) – хох (гора, высота).

Hochland(высокая страна, страна гор)

Из-за того, что корни осетинского языка восходят к древнему сарматскому, трудно сейчас сказать, было ли это влияние сарматского языка на германские или здесь мы видим общие индоевропейские корни. Ведь обнаруживается сходство осетинских слов с древними языками, например санскритом.

Cанскр. slt (холод) – осет. салд (мороженый, мерзлый)

санскр. hima – осет. зымаг (зима).

Почему ракету назвали "Сармат"? Может, потому что сарматы в свое время держали в страхе все Европу.

Источник паблик Сармат Сарматович Там много интересного.
Изображение

Аватара пользователя
Tyrant
Сообщения: 3670
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 14:45

Сарматы. Повелители степей.

Сообщение Tyrant » 17 фев 2021, 07:43

Сарматский тяжелый всадник, III век до н.э.

Художник: М.В. Горелик.
Изображение

Ответить

Вернуться в «Сарматы»