Монгольские воины

Ответить
Аватара пользователя
Tiberius
Сообщения: 1783
Зарегистрирован: 24 июл 2019, 09:12

Монгольские воины

Сообщение Tiberius » 27 янв 2020, 10:37

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
Сигарл
Сообщения: 1797
Зарегистрирован: 22 июл 2019, 21:04

Монгольские воины

Сообщение Сигарл » 27 май 2020, 08:12

Монгольский всадник, XIII—XIV вв.
Изображение

Аватара пользователя
Сигарл
Сообщения: 1797
Зарегистрирован: 22 июл 2019, 21:04

Монгольские воины

Сообщение Сигарл » 19 янв 2021, 06:16

МОНГОЛЬСКАЯ КОННИЦА И ПРИЕМЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
Самое подробное описание обмундирования монгольского конника дано францисканским монахом Джованни дель Плано Карпини. Когда монгол не участвовал в сражении, он носил меховую шапку с откидными наушниками, войлочные ботинки и шубу ниже колена. Шуба была вывернута кожей наружу. Во время сражения на нем был шлем, верхняя часть которого была металлической, а часть, закрывающая шею и уши, — кожаной. Его латы изготавливались из сложенных в несколько слоев полос прочной, но эластичной кожи буйвола; эта одежда состояла из передней и задней частей, двух деталей плеча и предохранителей рук и ног.

Монгольский конник носил с собой большое количество оружия: два лука, три колчана (с двумя видами стрел: легкими для дальней стрельбы и тяжелыми для близкой) и копье с серповидным крюком пониже острия, при помощи которого можно было бы стащить вражеского наездника с лошади. У командующих были слегка искривленные сабли, острые с одной стороны. Каждый наездник также имел топор, аркан, сделанный из конского волоса, котелок, заостренный камень для заточки стрел и клинок для того, чтобы ударять лошадь по ногам в случае необходимости. Стремена служили для борьбы верхом. Обмундирование довершалось кожаной сумкой, в которой носили в бурдюках запасы воды и сберегали от намокания оружие и одежду во время речных переправ.
Изображение
Военный паек состоял приблизительно из 10 фунтов свернутого молока, высушенного на солнце. При желании можно было растворить половину фунта в воде до консистенции сиропа. В случае крайней необходимости монгольский конник вскрывал яремную вену своей лошади, сосал кровь и затем зашивал рану. Так как об этом обычае писал и Марко Поло, очевидно, что эта практика оставалась актуальной даже в конце XIII века.

Монголы обучались верховой езде и стрельбе из лука в раннем детстве. С возрастом они достигали такого мастерства, что, сидя верхом на лошади, могли поразить человека стрелой на расстоянии 200—400 метров. В случае необходимости они могли спать верхом на лошади. У каждого человека была одна запасная лошадь, а иногда три или четыре. Это объясняет, почему монголы могли преодолевать огромные расстояния с большой скоростью.

Военную мощь монголов составляли не только прекрасно обученные солдаты, но также лошади, которые были тоже экипированы и никогда не подводили своих хозяев. Они были привычны к резко континентальному климату и особенностям окружающей среды. Приземистые и неказистые на вид животные, с могучей шеей и толстой кожей, благодаря своей силе и неприхотливости становились прекрасными помощниками, не требовавшими серьезного ухода во время кампаний. Эти небольшие лошади, вне всякого сомнения, способствовали блестящим победам монголов в тяжелой обстановке гористой местности и жестких погодных условиях. Лошади были неприхотливы. В условиях степи монголы могли иметь много лошадей.
Монгольская армия состояла только из конницы. Позже Чингисхан и его наследники сформировали пехоту, однако не из монголов, а из союзных войск, обычно китайских или тангутских.

Монголы избрали военную тактику, которую в течение многих столетий использовали все степные кочевники. Этот войны развился из набегов и грабежа на пограничных территориях цивилизованных стран и из облав на диких животных. Во время охотничьего гона монголы отправляли разведчиков с целью узнать, какие животные находятся впереди, в то время как сами охотники сидели в засаде.

Чтобы создать видимость большей численности, чем на самом деле, армия наступала широким фронтом. Как враг пытался остановиться и начать битву в определенном месте, монголы уходили и скрывались. Если противник поддавался на провокацию и начинал преследование, монголы завлекали его в неудобное для противника место, окружали и побеждали.

Легкая конница была помещена во фланги и в авангард. Ее задача состояла в том, чтобы нанести удар по врагу при помощи стрельбы из лука. Лучники могли стрелять на значительные расстояния; каждый человек выпускал или четыре стрелы безостановочно. Отряд, израсходовавший все стрелы, направлялся к флангам, чтобы его заменил следующий отряд, который повторял маневр. Монголы использовали эту тактику и при отступлении. Таким образом, можно было отводить войска в течение : в случае необходимости. Момент атаки сохранялся втайне максимально долго. Во время наступления воины подчинялись определенным сигналам и по¬этому быстро продвигались в полной тишине.

Как только силы врага были подорваны, в бой вступала тяжелая конница, расположенная в центре. Начиналась битва с саблями и копьями. Физическая сила, грозный вид конницы и зловоние, распространяющееся от людей и лошадей, наводили ужас на врагов; монголы точно знали, как использовать это в своих интересах. В момент атаки тяжелая конница бросалась на врага с громкими воплями. По утверждению Карпини, монголы пытались до последнего избежать рукопашного боя. Марко Поло разделяет это мнение. Если противник решительно оборонялся, монголы размыкали ряды, чтобы дать ему шанс убежать. Если враг поддавался на провокацию, его преследовали и просто уничтожали.

Чтобы зрительно увеличить численность войска, иногда делали кукол в человеческий рост и сажали их на резервных лошадей, с большого расстояния они смотрелись очень реалистично. Эта уловка часто производила деморализующий эффект на врагов в начале осады. Однако этот маневр подходил не только для осады. Монголы часто распространяли слухи, что их армия вдвое больше, чем на самом деле. Чтобы усилить это впечатление, пленников заставляли сопровождать армию. Ночью монголы применяли другую уловку. Каждый человек зажигал три — пять факелов на некотором расстоянии друг от друга. Таким образом, враг получал неверные сведения относительно реальной силы монголов, поскольку в его представлении один факел означал одного война.
Свои завоевания монголы начинали с самых уязвимых областей, деревень и незащищенных городов. У беззащитных жителей отнимали все их имущество, многих брали в плен. После захвата наиболее слабой части страны монголы направлялись к городам-крепостям. Осада городов была сопряжена со множеством проблем, знакомых монголам по тем временам, когда они впервые попытались осуществить ее в Китае. Сначала их конные войска были способны только взять город измором; это отнимало много времени. Тогда популярным при штурме крепости стал маневр — заставить пленных идти впереди армии. Беззащитные пленники должны были выбирать между смертью от своих соотечественников впереди: или от монголов сзади.
У китайцев монголы заимствовали специальные устройства, вроде катапульт, тараны, трамбовки, метатели бочек с зажигательной смесью, верпы, а также искусство подрывать крепостные стены. Позже у них появились такие же стенобитные устройства, как у исламских народов.
После падения города его жителей как правило ожидала жестокая судьба. Обычно ремесленников помещали отдельно; большую часть горожан убивали. Молодые люди и мужское население, способное сражаться, должны сопровождать армию в качестве пленников, следовали за монголами пешком. Тех, кто не выдерживал такой нагрузки, убивали. Аналогично поступали и в том случае, если число пленных было настолько велико, что мешало продвижению армии. Также это происходило, когда переставали нуждаться в пленниках.
Монголы часто устраивали массовую резню жителей, потому что их численность в большинстве случаев превосходила их собственную. Поэтому они любой ценой должны были избегать всякой угрозы с тыла. Прежде чем напасть на кераитов, Чингисхан покорил тайджиутов и татар, чтобы те не нанесли ему предательского удара сзади. Позже в Китае и в султанате Хорезм, в отдалении от базы, он также не мог допустить, чтобы выжившие люди восстали против него. Горожане, узнававшие о приближении монгольской армии и предлагавшие сдаться без сопротивления в надежде на пощаду, все равно не избегали резни. Монголы, которые ввиду своей относительно малой численности могли оставлять позади только очень небольшие отряды, предполагали, что даже в городах, сдавшихся без боя, впоследствии может вспыхнуть восстание.
Джованни дель Плано Карпини описал, как монголы пересекали широкие реки: они клали свою одежду и другое имущество в кожаные непромокаемые мешки. Мешки туго перевязывались. Сверху на них помещали седло, и наездник садился верхом. Лошадей вводили в воду, и один или несколько пловцов вели их на другую сторону. Наездники, сидящие на мешках, могли держаться за хвост плывущей лошади или переправляться при помощи одного или двух весел.
Скорость передвижения монгольской армии была поразительной для того времени. Расстояние в 700 километров она могла преодолеть за две недели, а в случае необходимости 300 километров за три дня. В критическом положении монголы могли идти в течение суток, не делая остановок для приготовления.
Перед началом кампании Чингисхан старался собрать как можно больше информации о политической и военной ситуации во вражеских землях, в основном это делалось при помощи шпионов. Мы можем предположить, что монголы отличались наблюдательностью и чувством направления, прекрасной ориентировкой, иначе невозможно представить их передвижения на огромные расстояния без карт. В задачи специальных подразделений входило вести армию и располагать лагеря. Многочисленные конницы, участвующие в основных кампаниях, не могли передвигаться без заранее разработанного плана. Очевидно, что всем крупным кампаниям предшествовало составление плана.

Как только монгольская армия приступала к выполнению плана, по которому крылья действующих войск располагаться в сотнях миль друг от друга, она была строго придерживаться установленного порядка. За ходом сражения следили ординарцы, сигналы подавались при помощи флагов или трубы.
Важным источником дохода армии было огромное количество военной добычи. Она же составляла (на раннем этапе, разумеется) большую часть дохода монгольского государства.

Ввиду того, что охота играла важную роль в жизни монголов, правила ее проведения были прописаны в Ясе. Охота была не просто способом добывания пищи и ярким общественным событием, она была также репетицией военных действий. Облава могла длиться от одного до трех месяцев. В это время можно было проводить военные маневры, практиковаться в использовании оружия, поддержании дисциплины и учиться преодолевать трудности. Поскольку в охоте было задействовано большое количество туменов, можно было считать ее военным учением. Тогда становится понятно, почему в Ясе были прописаны правила охоты. За их нарушение или пренебрежение полагалось серьезное наказание, иногда даже казнь. Чингисхан назначил своего старшего сына, Джучи, ответственным за проведение охоты.
Начало зимы было наилучшим временем для масштабных охот. Приказы заранее направлялись войскам, которые должны были быть в ней заняты. Родственникам Чингисхана требовалось присутствовать в обязательном порядке. Местность, где должна была происходить облава, заранее разведывалась, чтобы установить число животных, обитающих на ней. Военные отряды, принимающие участие в охоте, развертывались вокруг района облавы, площадь которого иногда, достигала нескольких тысяч квадратных километров. Каждому военачальнику выделялся сектор командования, в свою очередь части сектора распределялись среди военачальников более низкого ранга. Каждый отряд отправлял своих загонщиков, как будто на военную операцию: разведчиков вперед, следом основную силу с и правыми флангами. Как только войска смыкались, образовывался практически идеальный круг. С каждого военачальника и командующего был спрос, если животные убегали. Проводилось дознание с целью определить виновных, которых строго наказывали, иногда даже казнили.

Войска не начинали окружения до прибытия императорской процессии с Чингисханом, членами его семьи, женами и наложницами. Процессия останавливалась в заранее определенном месте, откуда можно было обозревать облаву. Императорской семье преподносили еду и напитки. После этого огромный живой круг начинал сужаться, чтобы загнать животных в кольцо периметром приблизительно 15 километров, после чего веревки с привязанными к ним кусками войлока натягивались между различными отрядами. Чингисхан постоянно получал информацию о ходе облавы.
Источник

Аватара пользователя
Сигарл
Сообщения: 1797
Зарегистрирован: 22 июл 2019, 21:04

Монгольские воины

Сообщение Сигарл » 17 янв 2022, 12:04

Монгольский тяжелый всадник, XIII век.

Художник: Питер Деннис.
Изображение

Ответить

Вернуться в «Монголия»