Корабли Карфагена

Ответить
Аватара пользователя
Tyrant
Сообщения: 3670
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 14:45

Корабли Карфагена

Сообщение Tyrant » 15 янв 2021, 12:26

Изображение
Пунийский боевой корабль (III в. до н.э.). Общий вид

Аватара пользователя
Tyrant
Сообщения: 3670
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 14:45

Корабли Карфагена

Сообщение Tyrant » 15 янв 2021, 12:27

Пунийский боевой корабль (III в. до н.э.). Проекции, сечения
Изображение

Аватара пользователя
Tyrant
Сообщения: 3670
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 14:45

Корабли Карфагена

Сообщение Tyrant » 15 янв 2021, 12:27

А. Зорич


Как известно, Карфаген являлся финикийской колонией, основанной в сер. VIII в. до н.э. на территории современного Туниса. В тот период финикийцы были самыми искусными кораблестроителями и мореплавателями Средиземноморья. Корабелы Карфагена в целом унаследовали основные отличительные признаки финикийских судов, которые впоследствии, однако, претерпели заметное влияние со стороны греческой корабельной архитектуры.

На момент начала Пунических войн основным типом боевых карфагенских кораблей были квинкверемы, наряду с которыми также широко использовались квадриремы и триремы. Скорее всего, были в составе карфагенского флота и биремы, и обычные однорядные корабли, галеры. Флагманом карфагенского флота был огромный трофейный "семирядник" (септера), отбитый у эпирского царя Пирра во время его нападения на Сицилию.

Реконструкция пунийских (карфагенских) боевых кораблей в значительной степени затруднена тем, что последние представители карфагенских ВМС были добиты в Третью Пуническую войну (149-146 гг. до н.э.) и впоследствии уже не могли служить вдохновению скульпторов, чеканщиков, поэтов или историков. К настоящему моменту пока не удалось обнаружить цельных останков, которые можно было бы однозначно истрактовать как принадлежащие крупным карфагенским кораблям – например, триремам. Несколько обнаруженных в Испании пунийских чеканных изображений носов боевых кораблей с развитыми таранами-трезубцами греко-римского типа позволяют предположить, что они принадлежат триремам или еще более крупным боевым кораблям. Однако однозначно судить об этом невозможно, поскольку весла и другие существенные детали корабельной архитектуры (напр., парадос) "в кадр" не попали.

В 1971 г. в районе древнего Лилибея (крепость на о.Сицилия), где во время Первой Пунической войны шли весьма интенсивные боевые действия, подводные археологические экспедиции обнаружили останки двух пунийских кораблей. Приведенные здесь реконструкции основаны на данных лилибейских артефактов.

Как легко видеть, к особенностям карфагенских кораблей относятся:

наличие длинного скорпионообразного "хвоста"-акростоля;
штандарт с дисками (солярные символы?) и полумесяцем;
грубые обводы корпуса, имеющего при этом достаточно большой коэффициент полноты;
навешенные на фальшборт щиты;
простой бивнеобразный таран;
свинцовая обшивка подводной части корпуса (это заставляет предположить, что реконструкторы пытались передать на данном изображении тяжелый боевой корабль – металлическая обшивка едва ли использовалась на униремах).

Ответить

Вернуться в «Карфаген»