
Жизнь в Средневековой Европе глазами жителей того времени
Жизнь в Средневековой Европе глазами жителей того времени
Автор «Парижского хозяина» (наставление, с которым парижанин обращается к своей жене. Автор входит во все детали частной жизни) пишет: «Слуги бывают трех видов. Одних нанимают как подручных на несколько часов, когда возникает острая необходимость: это — носильщики с подушкой, носильщики с тачкой, носильщики, которые перетаскивают тюки и прочие грузы подобного вида. Иногда работников нанимают на день-два, на неделю или на целый сезон в каких-то сложных случаях или для выполнения тяжелой работы: это ткачи по шелку косцы, работники для обмолота зерна, сборщики винограда, сапожники, сукновалы, бочары и т. п. Слуг второго вида берут на время для определенных услуг: это портные, скорняки, пекари, мясники, обувщики и прочие, кто работает сдельно, получая плату за то, что ими произведено. Третьих же нанимают в качестве домашних слуг, чтобы работали в течение года и жили в доме. И из всех перечисленных нет никого, кто любил бы свою работу и хозяев...».


Жизнь в Средневековой Европе глазами жителей того времени
Это самое раннее известное изображение карточной игры, миниатюра в манускрипте XIV века, Le Roman du Roy Meliadus de Lennoys. Рукопись была написана с оставленными пустыми местами для миниатюр, подобными этой, которые должны были быть добавлены после написания текста. Миниатюры были добавлены к этой рукописи в разное время и разными художниками. На данном изображении изображен царь Мелиад и его последователи, развлекающиеся в плену.
Игра ведется на деньги, показанные на столе. Игра в карты в тексте не упоминается, но есть упоминание о том, что заключенные в плену развлекаются. По-видимому, художник просто представил себе сцену развлечений и первое, что пришло на ум была игра в карты.

Игра ведется на деньги, показанные на столе. Игра в карты в тексте не упоминается, но есть упоминание о том, что заключенные в плену развлекаются. По-видимому, художник просто представил себе сцену развлечений и первое, что пришло на ум была игра в карты.

Жизнь в Средневековой Европе глазами жителей того времени
Уборка средневековых дворов, дорог и домов на миниатюрах
Два источника, которые я нашел, показывают дворников, а еще два - обитателей дома, вытирающих пыль внутри. Инвентарь состоит из обычной метлы и, в одном случае, скребка, используемого для удаления твердых отходов (в основном навоза) с мощеной дороги Гранд-Пон в Париже (2 изображение правый угол).





Два источника, которые я нашел, показывают дворников, а еще два - обитателей дома, вытирающих пыль внутри. Инвентарь состоит из обычной метлы и, в одном случае, скребка, используемого для удаления твердых отходов (в основном навоза) с мощеной дороги Гранд-Пон в Париже (2 изображение правый угол).





Жизнь в Средневековой Европе глазами жителей того времени
В средние века была игра в «короля, который не правит», сюжетом которой послужила красивая сказка. Игра начиналась с того, что назначались «король» и «королева», которые обходили собравшихся и задавали каждому вопрос, на который надо было ответить без утайки. В свою очередь «король» должен был честно ответить на любой вопрос, задававшийся им участниками игры.
Играми такого рода развлекались каждый день. В «Лэ об Иньоресе» повествуется о девушках, которые изобрели игру в «исповедника». Одна из них назначалась для этой роли, и все, по очереди, должны были назвать ей имя своего любовника. Но все двенадцать «кающихся» называют даме-исповеднику имя Иньореса, который, оказывается, был и ее любовником. Была также игра в «святого Куаня» (saint Coisne), по условиям которой один из участников брал на себя роль «святого». Каждый вставал перед ним на колени и приносил свой дар. Если «святому» — жестами или гримасами — удавалось рассмешить коленопреклоненного, тот должен был выполнить какое-нибудь задание.

Играми такого рода развлекались каждый день. В «Лэ об Иньоресе» повествуется о девушках, которые изобрели игру в «исповедника». Одна из них назначалась для этой роли, и все, по очереди, должны были назвать ей имя своего любовника. Но все двенадцать «кающихся» называют даме-исповеднику имя Иньореса, который, оказывается, был и ее любовником. Была также игра в «святого Куаня» (saint Coisne), по условиям которой один из участников брал на себя роль «святого». Каждый вставал перед ним на колени и приносил свой дар. Если «святому» — жестами или гримасами — удавалось рассмешить коленопреклоненного, тот должен был выполнить какое-нибудь задание.

Жизнь в Средневековой Европе глазами жителей того времени
Папа Урбан II председательствует на Клермонском соборе. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер».


Жизнь в Средневековой Европе глазами жителей того времени
Конные лучники на французском манускрипте 1375 года.
Очень редкий случай, когда мы видим конных лучников в комплекте с луками и колчанами у седла. Однако я думаю, что на самом деле и луки, и колчаны были бы покрыты чехлами из кожи и ткани во время марша. Конные лучники сошли бы с лошадей, чтобы начать стрелять, так же как и конные арбалетчики.

Очень редкий случай, когда мы видим конных лучников в комплекте с луками и колчанами у седла. Однако я думаю, что на самом деле и луки, и колчаны были бы покрыты чехлами из кожи и ткани во время марша. Конные лучники сошли бы с лошадей, чтобы начать стрелять, так же как и конные арбалетчики.

Жизнь в Средневековой Европе глазами жителей того времени
В Средние века отношения между городскими и деревенскими жителями не были особенно хорошими. Горожане (не только те, кто в полной мере пользовался правами города, но и бедняки) считали себя выше крестьян в деревнях. Часто они действительно обладали более высоким социальным статусом из-за своей профессии или заработка.
Города были экономическими и культурными центрами, но именно деревня снабжала их товарами, и особенно - продуктами питания. В средневековом городе лучшие дома вокруг площади и рынка принадлежали богатым советникам и торговцам. Рядом с ними жили ремесленники и мастеровые, а бедняки селились у городских стен. В основном горожане зарабатывали себе на жизнь торговлей, квалифицированными ремеслами и многими другими смежными профессиями. Как и сегодня, горожане покупали еду на рынке.
Согласно некоторым источникам, Прага во времена Карла IV насчитывала около 40 000 жителей. В это время в Лондоне жили около 80 000 человек. Париж был сопоставим с Прагой, хотя чешская столица занимала большую площадь.

Города были экономическими и культурными центрами, но именно деревня снабжала их товарами, и особенно - продуктами питания. В средневековом городе лучшие дома вокруг площади и рынка принадлежали богатым советникам и торговцам. Рядом с ними жили ремесленники и мастеровые, а бедняки селились у городских стен. В основном горожане зарабатывали себе на жизнь торговлей, квалифицированными ремеслами и многими другими смежными профессиями. Как и сегодня, горожане покупали еду на рынке.
Согласно некоторым источникам, Прага во времена Карла IV насчитывала около 40 000 жителей. В это время в Лондоне жили около 80 000 человек. Париж был сопоставим с Прагой, хотя чешская столица занимала большую площадь.

Жизнь в Средневековой Европе глазами жителей того времени
Приготовление сыра. Миниатюра из манускрипта «Прикосновение к здоровью» – средневекового медицинского трактата о здоровом образе жизни, составленного в конце XIV века. Национальная библиотека Франции, Париж.
В меню у богатых горожан были пирожки со свининой, с сыром и вареными яйцами, с кабаньим мясом (кабаны водились чуть ли не прямо за городскими стенами), как тушеным, так и копченым. Иметь у себя в кладовке копченый кабаний или свиной окорок было так же естественно, как сегодня иметь у себя в морозильной камере холодильника что-то из заморозки.
Почему-то многие считают, что в Средние века люди питались тухлятиной, а все потому, что у них не было холодильников. Но как раз холодильники-то у них и были.
В подвалах замков, где и так было прохладно, устраивались ледники, куда с зимы закладывался лед, и где за дубовыми дверями было холодно круглый год, даже самым жарким летом. Но точно такие же погреба были у горожан и у сельчан. На льду хранили свежее мясо, рыбу, молоко, сливки, сметану, масло.

В меню у богатых горожан были пирожки со свининой, с сыром и вареными яйцами, с кабаньим мясом (кабаны водились чуть ли не прямо за городскими стенами), как тушеным, так и копченым. Иметь у себя в кладовке копченый кабаний или свиной окорок было так же естественно, как сегодня иметь у себя в морозильной камере холодильника что-то из заморозки.
Почему-то многие считают, что в Средние века люди питались тухлятиной, а все потому, что у них не было холодильников. Но как раз холодильники-то у них и были.
В подвалах замков, где и так было прохладно, устраивались ледники, куда с зимы закладывался лед, и где за дубовыми дверями было холодно круглый год, даже самым жарким летом. Но точно такие же погреба были у горожан и у сельчан. На льду хранили свежее мясо, рыбу, молоко, сливки, сметану, масло.

Жизнь в Средневековой Европе глазами жителей того времени
В средние века мельники были представителями так называемых свободных профессий, в числе прочего они также занимались торговлей. С увеличением числа водяных мельниц и другого водного оборудования возникла необходимость узаконить отношения между мельниками. Уже к середине XIV века была учреждена коллегия земских мельников - специалистов в области водного законодательства, которые имели право обследовать водотоки, определять масштаб земляных работ, оценивать техническое состояние мельниц и так далее. Они также разработали кодекс поведения для мельников, чтобы использование воды на мельницах не причиняло вреда другим. Поскольку мельницы стояли отдельно от других деревенских домов, о мельниках часто ходили различные слухи. Их обвиняли в том, что они разными нечестными путями зарабатывали деньги на стороне - от жульничества при продаже муки, до колдовства или воровства и незаконного оборота краденых товаров. Это были серьезные обвинения, но они не имели под собой ни малейшего основания.


Жизнь в Средневековой Европе глазами жителей того времени
Роженица и повитуха. Миниатюра из манускрипта. Англия, 1490 год.
В позднее Средневековье основным методом избегать потомства был coitus interruptus, или прерывание интимного контакта. К этому времени в латинских медицинских текстах либо вообще исчезает информация о контрацептивах, либо ее зашифровывают. Если же эти тексты написаны на вернакуляре, то есть на каком-то европейском языке, доступном женщинам (на латыни женщины, как правило, не читали), то там этой информации нет и вовсе.

В позднее Средневековье основным методом избегать потомства был coitus interruptus, или прерывание интимного контакта. К этому времени в латинских медицинских текстах либо вообще исчезает информация о контрацептивах, либо ее зашифровывают. Если же эти тексты написаны на вернакуляре, то есть на каком-то европейском языке, доступном женщинам (на латыни женщины, как правило, не читали), то там этой информации нет и вовсе.
