Гладиаторы

Аватара пользователя
YourShadow
Сообщения: 1766
Зарегистрирован: 24 июл 2019, 14:52

Гладиаторы

Сообщение YourShadow » 05 июн 2020, 14:32

Изображение

Аватара пользователя
YourShadow
Сообщения: 1766
Зарегистрирован: 24 июл 2019, 14:52

Гладиаторы

Сообщение YourShadow » 05 июн 2020, 14:33

Ранее считалось, что римляне заимствовали гладиаторов у этрусков. Полагалось, что у тех были некие бои насмерть, нечто вроде формы человеческого жертвоприношения. Оснований для такого мнения немного, и ограничиваются они исключительно рисункам на этрусских надгробиях VI века, где встречается изображение человека с завязанными глазами, который дубиной отбивается от собаки, подгоняемой неким Ферсу, чьё лицо скрыто маской. Не слишком ясно, что именно происходит: казнь ли это, жертва, сюжет мифа или же соревнование. А главное, что на бой гладиаторов это не походит совсем. Ничего подобного бою людей у этрусков мы не находим, поэтому вполне очевидно, что римляне могли заимствовать от них только venatio, или травлю зверей. Хотя гладиаторские бои действительно были связаны с погребениями, версия о том, что сами они являются жертвой в той или иной мере, является выдумкой, восходящей ещё к христианину Тертуллиану, сочинившему её с целью очернения. Нет никаких оснований считать, что в Риме считали бои гладиаторов жертвоприношениями.

В наши дни полагают, что игры пришли в Рим от италиков, таких как кампанцы, сабеллы, оски или самниты. Вот где действительно встречаются изображения поединков между двумя людьми, причём судьи присутствуют уже здесь. Предположительно, участвовали в них добровольцы, дравшиеся до первой крови. В 308 до н.э. после битвы с самнитами римляне и их союзники кампанцы набрали немало трофейного снаряжения, после чего последние «при их спе­си и нена­ви­сти к сам­ни­там, обряди­ли в эти доспе­хи гла­ди­а­то­ров, давав­ших пред­став­ле­ния на пир­ше­ствах, и про­зва­ли их „сам­ни­та­ми“». Заметьте: Ливий не говорит, что бились самниты, но лишь что бойцов назвали этим именем. Здесь можно увидеть, что бои с самого начала имели в себе некий дух межплеменного противостояния, в таком виде они попали и в Рим, где разные типы гладиаторов продолжили именоваться в честь народов-врагов города. Произошло это, впрочем, не сразу, Ливий далее пишет, что римляне спервоначалу нашли обычай недостойным.

Лишь в 264 до н.э. был проведён первый бой в самом Риме, который, возможно, шёл до смерти, и ещё не имел никаких характерных атрибутов будущих боёв: ни наград, ни рейтинга, ни тренировок. Можно назвать этот первый опыт исследованием рынка. Римское общество тогда как раз претерпевало изменения, становилось более массово-ориентированным, хотя об эгалитаризме пока говорить было ещё рано. Однако теперь путь нобилей-оптиматов перестал быть единственным. Свою легитимность они обосновывали высоким происхождением, напоминая, что их семьи первыми заселили Рим. Иначе действовали популяры, которые завоёвывали любовь толпы. Лучшим способом для этого были munera, массовые зрелища, ставшие важным элементом политики уже Цезаря, а за ним Августа, который «превзошёл всех своих пред­ше­ст­вен­ни­ков в частоте, разнообразии и великолепии мероприятий». Он стал, что называется, «парадигмальным императором», его примеру следовали все эпигоны. Август выстроил первый постоянный амфитеатр, с тех пор бои проводились в них; в конце концов они стали чем-то вроде символа романизации, всего их было построено около 200 и ещё столько же было переделано из других зданий.

Хотя ни одном даже из самых ранних изображений не видно, чтобы кто-то из участников погибал, всё же полагают, что поначалу бои насмерть ещё могли вестись, однако самое позднее к концу II в. н.э. гладиаторы стали погибать крайне редко. Разумеется, зрителей привлекала вовсе не возможность увидеть смерть. Уровень насилия неуклонно снижался и дальше, тогда как популярность игр, напротив, росла. Этот спорт, безусловно, был опасен, но таковым были и гонки на колесницах. Несчастные случаи во время соревнований случаются и сейчас, что в рестлинге, что на автогонках. Гладиаторов не убивали, напротив, их очень берегли по причине весьма банальной: бойцы стоили очень дорого, от 1 до 2 тыс. сс. (сестерциев) пришлось бы заплатить за очень хорошего гладиатора и от 3 до 15 тыс. за первоклассного; при этом на четверть сс. можно было купить 2 кг хлеба или 1 кг мяса. Взять в аренду гладиатора стоило 80 сс., однако если его возвращали калечным или убитым, полагался штраф в 4 тыс. сс. Тиберий однажды заплатил за выступление неким отошедшим от дел гладиаторам 100 тыс. сс. За здоровьем гладиаторов следили врачи, в числе которых был знаменитый анатом Гален. Анализ останков гладиаторов с кладбища в Эфесе говорит о том, что за ранеными ухаживали чуть ли не лучше, чем за многими благородными патрициями, их раны заживали, а сломанные кости срастались. Они вовсе не жили в клетках, напротив, пользовались значительной свободой передвижения. Гладиаторов отлично кормили, в основном бобовыми и злаками, что помогало вырастить защитный слой жира на животе.

#small_notes@hellenistics
Изображение

Аватара пользователя
Tyrant
Сообщения: 3670
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 14:45

Гладиаторы

Сообщение Tyrant » 08 июн 2020, 18:57

Навма́хия (наумахия, от греч. Ναυμαχία — морская битва) — гладиаторское морское сражение в Древнем Риме или шоу с имитацией морского боя. Считались особой роскошью среди зрелищ.

Одной из первых крупных навмахий стало сражение 46 года до нашей эры. Для этого действа по приказу Юлия Цезаря было выкопано целое озеро на Марсовом поле в Риме. В навмахии приняли участие 16 галер и 2 тыс. гладиаторов. В дальнейшем состоялись ряд крупных навмахий, например, имитация Саламинского сражения между флотами греков и персов (участвовало 24 боевых корабля, 3 тыс. гладиаторов). Крупнейшей навмахией стало шоу, организованное по приказу императора Клавдия. На озеро Фучино близ Рима было спущено 50 боевых кораблей, число гладиаторов составило 20 тыс. человек. Из-за опасений мятежа к месту навмахии были стянуты войска. Число зрителей составило около полумиллиона человек (окрестные холмы, образующие «естественный амфитеатр», позволяли расположить такое количество людей). После сражения оставшиеся в живых гладиаторы и преступники (которые также были использованы) были отпущены на свободу, за исключением экипажей нескольких галер, уклонявшихся от боя.
Изображение

Аватара пользователя
Tyrant
Сообщения: 3670
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 14:45

Гладиаторы

Сообщение Tyrant » 04 июл 2020, 14:20

Гладиаторы.

Art by José Luis Salinas

Изображение

Аватара пользователя
Tyrant
Сообщения: 3670
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 14:45

Гладиаторы

Сообщение Tyrant » 22 авг 2020, 17:52

Гладиатор-фракиец, I век н.э.

Art by Peter Dennis
Изображение

Аватара пользователя
Сигарл
Сообщения: 1797
Зарегистрирован: 22 июл 2019, 21:04

Гладиаторы

Сообщение Сигарл » 24 авг 2020, 09:09

Гладиатор-мурмиллон.

Art by Peter Dennis
Изображение

Аватара пользователя
YourShadow
Сообщения: 1766
Зарегистрирован: 24 июл 2019, 14:52

Гладиаторы

Сообщение YourShadow » 25 авг 2020, 13:50

Тренировка гладиаторов.

Art by Peter Dennis

Изображение

Аватара пользователя
Tyrant
Сообщения: 3670
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 14:45

Гладиаторы

Сообщение Tyrant » 18 ноя 2020, 12:50

Виды гладиаторов

Изображение

Аватара пользователя
Сигарл
Сообщения: 1797
Зарегистрирован: 22 июл 2019, 21:04

Гладиаторы

Сообщение Сигарл » 18 янв 2021, 23:14

Путь на арену.
Художник Angus McBride.
Изображение

Аватара пользователя
Tyrant
Сообщения: 3670
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 14:45

Гладиаторы

Сообщение Tyrant » 06 фев 2021, 13:24

Навмахия — гладиаторское сражение с имитацией морского боя. Навмахии считались особой роскошью среди зрелищ.
Художник: Jean-Claude Golvin
Изображение

Ответить

Вернуться в «Древний Рим»