Хеттское царство

Ответить
Аватара пользователя
Tyrant
Сообщения: 3670
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 14:45

Хеттское царство

Сообщение Tyrant » 28 дек 2019, 19:37

Прародиной хеттов были предположительно Балканы, которые они покинули в конце III тыс. до н. э. Л. А. Гиндин полагает, что хетты были первым индоевропейским народом (Среднестоговская культура), заселившим Болгарию и Грецию ещё в IV тыс. до н. э., а затем вытесненным в Малую Азию второй волной индоевропейского нашествия на Балканы. Хетты испытали сильное влияние в лице местного автохтонного субстрата хаттов и, в меньшей степени, хурритов (Митанни). По другой версии, хетты — коренное аборигенное население Малой Азии, предки которых обосновались в Малой Азии в XIII-X тысячелетиях до нашей эры.
Также влияние на культуру хеттов оказала вавилонская цивилизация, от которой они заимствовали клинопись. Сами хетты оказали влияние на культуру всех своих соседей.

На рубеже 3-го—2-го тысячелетий до н. э. у хеттов начал распадаться родоплеменной строй. Ускорению этого процесса способствовало проникновение в XX—XVIII веках до н. э. семитских торговых колонистов (ассирийских и, отчасти, аморейских). На территориях восточной и центральной частей Малой Азии было, видимо, ещё в 3-м тысячелетии до н. э. создано несколько политических образований типа городов-государств (Пурусханда, Амкува, Куссар, Хатти, Каниш, Вахшушана, Ма’ма, Самуха и др.), во главе которых стояли цари (рубаум) или царицы (рабатум). Города-государства Малой Азии пользовались письменностью и письменным языком, заимствованным у ашшурских купцов. Среди городов-государств происходила борьба за политическую гегемонию. На первых порах верх взяла Пурусханда, правитель которой считался «великим царём» среди остальных правителей городов-государств Малой Азии. Позднее же ситуация изменилась в пользу города-государства Куссар. В первой половине XVIII века до н. э. царь Куссара Анитта основал обширную державу, названную позже Хеттским царством.

Хеттская историческая традиция связывала древнейший период истории хеттов с Куссаром, который был столицей в начале существования Хеттского государства. Однако после Анитты произошли крупные изменения в политической обстановке этого края. Многие центры подвергаются разгрому. Трудно сказать, принимали ли в этом участие непосредственные предки тех, в чьих руках оказывается вскоре власть в Центральной Анатолии (цари династии Лабарны I). Однако приход к власти этой династии, очевидно, всё же в значительной мере был подготовлен этим событием. Представители этой династии своим родоначальником считали Лабарну, правившего после Анитты, и ничем не выражают свою связь с династией Анитты. Династия Лабарны была носителем других традиций и, возможно, происходила из другого объединения, чем то, к которому принадлежали Питхана и Анитта. Культурные и общественные изменения выразились и в том, что хетты сменили официальные староассирийский аккадский диалект и письменность на родной язык и другой вариант клинописи, заимствованный из Северной Сирии через жившие там племена хурритов.

В начале резиденцией династии Лабарны был Куссар, заброшенный династией Анитты как столица. Со временем в борьбе за гегемонию с городом Несой последняя потерпела поражение, и Куссар получает власть над всей Центральной Малой Азией. В начале существования Древнехеттского царства там был матрилинейный принцип наследования власти. У протохеттов Малой Азии, по данным торговых документов из Каниша, рядом с правителем — рубаум — всегда стояла почти не уступавшая ему по культовому и политическому значению правительница — рабатум, отождествляющаяся с шумеро-аккадской жрицей — энтум, участницей обряда «священного брака». Поэтому, по-видимому, было важнее, чтобы царём был не столько сын правителя, сколько сын дочери правителя.

Государство у хеттов имело рыхлую структуру. Кроме городов и областей, подчинявшихся непосредственно царю или царице, существовали мелкие полузависимые царства (для царевичей), а также области, выделенные в управление крупным сановникам. Во главе всего государства стояли царь (хассу), носивший (в отличие от менее значительных царей) также титул табарна.

Лабарна I (около 1680—1650 годов до н. э.), был видным деятелем в истории царства, расширив его владения «от моря до моря». Его преемник Хаттусили I (около 1650—1620 годов до н. э.) вёл завоевания вплоть до Сирии, а Мурсили I (около 1620—1594 годов до н. э.) аннексировал Халпу, Верхнюю Месопотамию и совершил поход на Вавилон.
После убийства Мурсили I Древнехеттское царство стало клониться к упадку из-за постоянных интриг в кругу царской семьи и нападений хурритов. Все следующие цари хеттов — Хантили I, Цитанта I, Аммуна, Хуцция I — умерли не своей смертью. Лишь Телепину, который ввёл закон о престолонаследии, удалось временно стабилизировать ситуацию, но ненадолго, и после смерти Телепину Древнехеттское царство окончательно развалилось.

Поминальные списки царей не называют Цитанту и Хуццию, как предшественников Телепину, зато упоминают других Хантили, Цитанту и Хуццию — после Телепину и Аллувамны. Хеттологи расходятся здесь во мнениях по поводу хронологии хеттов. В то время как одни видят в них Хантили II, Цитанту II, Хуццию II — царей Среднехеттского царства, другие отрицают само существование Среднехеттского царства и предполагают ошибку составителей поминальных списков, считая, что в них имеются в виду всё те же Хантили I, Цитанта I и Хуцция I. Однако отрицание существования Среднехеттского царства создаёт дополнительные трудности в хронологии. Так известно, что царь Киццувадны Пиллия заключил договор с хеттским царём Цитантой, но также известно, что тот же Пиллия заключил договор и с царём Алалаха Идри-Ми, правившим в первой половине XV века до н. э. Таким образом, Пиллию трудно датировать раньше Телепину и современником Пиллии был хеттский царь Цитанта II.
Период Среднего хеттского царства относительно мало изучен ввиду скудности источников. Этот период характеризуется дальнейшим ослаблением Хеттского царства в результате войны с внешними врагами и внутренних неурядиц. К востоку от хеттов ещё в XVI веке до н. э. возникла сильная Митаннийская держава, ставшая их мощным соперником.

Около 1460 года до н. э. была основана новохеттская династия, при которой империя достигла своего расцвета. Возобновились походы на Сирию, сильно ослабившие страну, потерявшую большую часть своих территорий. При царе Суппилулиуме I (1380—1335 годы до н. э.), который правил своим государством из столицы Хаттуса (но до 1480 года до н. э. столицей был город Каниш), удалось победить Митанни и Египет, завоевав всё Восточное Средиземноморье вплоть до Палестины. На завоёванных территориях на севере Сирии и Месопотамии были созданы вассальные княжества, правителями которых Суппилулиума I назначил своих младших сыновей. Мурсили II (около 1335—1305 годов до н. э.) заключил мир с фараоном Хоремхебом, приведя Хеттское царство к вершине своего могущества.

Однако уже в следующем столетии возобновилась борьба за Сирию и Палестину между хеттским войском царя Хаттусили III и войском египетского фараона Рамсеса II. Противостояние завершилось грандиозной, но безрезультатной битвой при Кадеше (в северной Сирии). В итоге большая часть Сирии и Финикии перешли под полный контроль египтян, и в 1280 года до н. э. с ними был заключён мирный договор, а дочь Хаттусили стала женой фараона. Также было заключено перемирие с Ахейской Грецией, но воинственная Ассирия оставила подконтрольной отвоёванную Верхнюю Месопотамию.
Последующий упадок царства в XII веке до н. э. совпал во времени с общеближневосточным кризисом, известным как бронзовый коллапс. Вследствие внутренних раздоров и внешних неудач, возможно, в стране разразился голод. Под натиском «народов моря» хеттское царство было уничтожено и перестало существовать.

После падения Новохеттского царства в Анатолии бывшие вассальные княжества хеттов продолжали существовать как самостоятельные государства. Это прежде всего Табал, Камману (с Мелидом), Хилакку, Куэ, Куммух, Каркемиш, а также Яуди (Сам’аль), Тил Барсип, Гузана, Унки (Паттина), Хатарикка (Лухути) и др. Их правители считали себя законными правопреемниками хеттской державы, но не имели возможностей для реализации своих амбиций. Просуществовав несколько веков, они в IX—VIII веках до н. э. были покорены великими державами Двуречья — Ассирией, а затем Вавилоном. Восточная часть Хеттского царства объединилась с державой Хайаса, в итоге образовав с другими племенами государство Урарту.

Хеттские правители не требовали с покорённых земель непомерной дани и чаще всего не покушались даже на суверенитет захваченных ими стран. Главы покорённых государств оставались у власти. Гарантировалась передача власти их законным наследникам. Если вассал был предан Хеттской державе, ему дозволялось участвовать в управлении ей — вассалы были допущены хеттским царём к принятию важнейших решений в Хеттском царстве. Захваченная территория теряла право лишь на проведение независимой внешней политики, но бывали исключения и из этого.
Таким образом, Хеттское царство было устроено по конфедеративному принципу. Подобная «воля к децентрализации», как выразился Франк Штарке из Тюбингенского университета, была абсолютно инновационной для Древнего Востока. Хеттская держава в некотором смысле была не царством, не империей, а «Соединенными Штатами Азии».
Царя окружают чиновники и личный секретарь. Дворцы царей строились по образцу ассирийских и украшались барельефами, представляющими сцены из охот царя, пиршества и т. п.
Из упоминания в ассирийских летописях о кархемишской мине Винклер выводит заключение об особой системе мер и весов у хеттов и о развитии у них городской жизни. Мы можем констатировать только на основании телль-амарнской корреспонденции развитие промышленности в Митанни, поставлявшем в Египет колесницы и драгоценности.

Из изображений в египетских храмах и хеттских барельефов можно получить представление о военном деле у хеттов: имелись пехота, колесницы (по три воина на каждой: возница, щитоносец и стрелок) и конница. На египетских барельефах не отражена революционная особенность «Хеттской колесницы». Ось колёс располагалась не сзади, как у египетских, а посередине повозки. Это давало возможность разместить в ней не 2, как у египтян, а 3 человек. Оружие — небольшой треугольный лук, небольшой четырёхугольный или овальный плетёный щит, похожий на изображаемый в классическом искусстве у понтийских амазонок; фаланга была вооружена кинжалами-мечами; последние имели не сирийскую, а киликийскую форму — ту же, какая изображается египтянами у морских народов запада. Кроме того, были и длинные копья. Одеты были воины в передники египетского покроя, офицеры — в длинное платье; цари носили (особенно в позднее время) ассирийский наряд. Характерны длинные костюмы частных лиц и головные уборы — у мужчин остроконечные, у женщин — цилиндрические, могли быть из войлока или кожи. Характерна и обувь — большей частью башмаки с загнутыми кверху носками.

Изображение

Аватара пользователя
Tyrant
Сообщения: 3670
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 14:45

Хеттское царство

Сообщение Tyrant » 22 май 2020, 09:22

Держава хеттов – «европейская» цивилизация Древнего Востока

В истории существовало немало цивилизаций, не оставивших после себя почти никаких сведений, кроме двух – трех скупых упоминаний в письменных документах других стран, и до сих пор ученые ломают голову над происхождением уже слившихся с окружающим пейзажем развалин древних городов, следов дорог и каналов. До начала прошлого века одной из таких цивилизаций была и хеттская. И тем удивительнее была недостаточность данных о ней, что Хеттское царство практически соседствовало с двумя другими известнейшими цивилизациями Древнего Востока – Египтом и Вавилонией.

Хетты под именем хетеян упоминаются в Библии. А древнеегипетские источники гласят, что они воевали с Египтом около 1300 г. до н.э. за господство в Сирии и Палестине, причем сумели оказать весьма сильное противодействие могущественной египетской армии – окончательная победа так и не закрепилась ни за одной из сторон. В конце XIX в. археологи начали активные исследования в области древнего расселения хеттов в глубине Малой Азии (современная Турция). Они установили, что там находилась столица Хеттского царства – Хаттуса. При раскопках было найдено много глиняных плиток, покрытых клинописью, характерной для вавилонской цивилизации. Стало понятно, что письменность хетты заимствовали у вавилонян, а значит, становилось возможным воспроизвести звучание хеттского языка и сравнить его с другими языками мира. Так в 1915 г. чешский языковед Беджрих Грозный сумел доказать, что хеттский язык принадлежит к индоевропейской языковой семье: так же как и романские, германские, славянские (в том числе русский), иранские, индоарийские и многие другие. Это было довольно удивительно: в то время Малая Азия и прилегающие регионы были областью расселения народов, говоривших на языках афро-азиатской языковой семьи, походивших на арабский и еврейский. Поэтому сейчас наиболее распространена гипотеза, что предки древних хеттов пришли на территорию Малой Азии с Балканского полуострова, после чего смешались с местными племенами, в особенности – так называемыми хаттами, во многом заимствовав их культуру. Но и сами хатты – древнейшее население Малой Азии, от которого хетты заимствовали, в частности, пантеон языческих божеств, тоже не принадлежали к афро-азиатским народам, а говорили на языке абхазо-адыгской группы, близком языкам коренных народов Западного Кавказа. Возможно, их предки пришли на эту территорию из-за Кавказских гор, а возможно, что современные кавказские народы происходят от некоей древней этнической общности, охватывавшей обширную территорию от Малой Азии до Кавказа. После расшифровки хеттских письмен ученым удалось гораздо больше узнать об истории, культуре и государственном устройстве хеттов.

Итак, в конце III тысячелетия до н.э. предки хеттов переселились в так называемую «страну Хатти» – область расселения хаттов, и возглавили здешние племенные союзы. На рубеже III– II тысячелетий до н.э. у хеттов началось разложение родоплеменного строя. В это время в Малой Азии появляются ассирийские и другие семитские торговые поселения, и жители области Хатти активно вовлекаются в товарооборот с более развитыми по тому времени странами. Выгодная торговля позволяет хеттским семьям обеспечивать себя без помощи рода, и влияние родовой общины постепенно снижается, возрастает роль народных вождей, объединяющих под своей властью разные роды и племена. Наибольшее влияние в Малой Азии приобретает несколько городов-государств во главе с правителями, которых хетты называли рубаум, а историки и публицисты – просто царями. Эти города боролись между собой за бóльшие права в привилегиях и торговле. В конце концов победу одержал город Пурусханда, и его царь стал именоваться «великим царем». Но затем влияние Пурусханды оспорил город Куссар. В первой половине XVIII в. до н.э. Анитта – царь Куссара, объединил под своей властью все другие города и области Хатти и создал государство, вошедшее в историю под именем Хеттского царства. В XVII в. царь Лапарнас I перенес столицу в город Хаттусу.

Природный пейзаж Хатти представлял собой цепи крутых лесистых гор, разделенных небольшими долинами бурных речек, чем в корне отличался от пейзажа других древневосточных цивилизаций, располагавшихся среди обширных пахотных земель в долинах крупных рек. Здесь не было много места для земледелия, и основным занятием хеттов было скотоводство. Всем своим соседям они были известны как превосходные коневоды. На войне главную ударную силу хеттского войска составляли боевые колесницы. Хетты добывали в горах металл (медь и олово, шедшие на производство бронзы – основного материала, из которого в то время изготовлялись орудия) и рубили лес. Могущественным державам речных долин пустынных и степных регионов – Вавилонии и Египту, этого как раз не хватало, и они были вынуждены закупать эти материалы, без которых само существование цивилизации было немыслимым, у других народов, в том числе хеттов. Богатство их земли рудниками и лесом и стало залогом экономического могущества хеттов, позволило им создать собственную цивилизацию.

Однако сильно расчлененный горный рельеф, затруднявший сообщение между горными долинами, в которых селились хетты, не способствовал прочной концентрации государственной власти в руках царя. Для управления своей державой царь назначал своих наместников (чаще всего своих родственников) в разных горных областях. Заполучив доверие местного населения, эти наместники были вполне в состоянии отказаться повиноваться царю и, используя горные кручи и лесные чащобы как естественную крепость, отразить попытки царского войска вновь привести их к покорности. Поэтому царь старался по-хорошему договариваться с наместниками в вопросах управления страной, активно советовался с ними и предоставлял им большие привилегии. Таким образом, в отличие от подавляющего большинства цивилизаций Древнего Востока, Хеттское царство не было деспотией, где перед царем все население от министра до простого пастуха было фактически на положении рабов. В Хеттском царстве сложилась аристократическая прослойка, типичная не для восточных, а для европейских цивилизаций и существенно ограничивавшая царскую власть. Хеттское царство по сути походило на прочный союз разных территориальных обществ, объединенных общей целью противостояния внешним врагам и упорядочения внутренней жизни. Законы Хеттского царства были удивительно гуманны для Востока того времени. Смертная казнь назначалась лишь за несколько преступлений, считавшихся по представленям хеттов особенно тяжкими (например, скотоложство), при этом за царем оставалось право миловать преступников. В хеттском законодательстве почти отстутсвуют телесные наказания, а за подавляющее большинство преступлений и причинение разного рода ущерба назначались штрафы по принципу материального возмещения. Один из законов предусматривал, что человек, поджегший чей-то дом, должен был сам заново его отстроить. Относительная мягкость наказаний, преобладание в праве принципа возмещения причиненного вреда позволяет заключить, что в основном дела разбирались в пределах одной общины, члены которой хорошо знали друг друга. Этим и подтверждается то, что большинство жителей Хеттского царства редко выходили за пределы постоянного района своего проживания, окруженного высокими лесистыми горами, а совершить серьезное преступление против своего односельчанина редко кто решался. Поэтому хеттское общество не нуждалось в строгих наказаниях для поддержания порядка. Простой народ выполнял государственные работы (луцца) или платил в казну налог продуктами (саххан).

Хетты имели так называемый арменоидный антропологический тип, то есть, для их внешности был характерен высокий череп с плоским затылком, крупный нос, дугообразные брови и темные волосы. В наиболее классическом виде этот тип сохранился у армян. Кроме того, это показывает генетическую близости хеттов к туркам Малой Азии и арабам Сирии и Палестины. В общем, данный антропологический тип был характерен для исконного населения Малой Азии, и указывает на активное смешение индоевропейских предков хеттов с местными малоазиатскими племенами, о чем уже было сказано.

Хетты поклонялись различным божествам, которым молились и разные соседние с ними народы. Так, они, как и другой народ Малой Азии – хурриты, почитали бога грома Тешуба. Верили они как в божеств мужского пола, так и женского. У каждого города могли существовать наравне со всеобщим пантеоном и собственные культы. Хетты чаще не строили храмов, а поклонялись своим божествам на соответственно оборудованных участках местности на холмах, среди скал, в лесу. Культовые площадки украшались статуями животных, на которых торжественно восседали боги. Неизвестный древнегреческий писатель, названный современными учеными Псевдо-Лукианом, сообщает, что в одном хеттсокм городе храм стоял на высокой платформе, у входа в него находились два огромных конуса – символическое изображение плодородия. На дворе стояли идол и жертвенник из меди. Внутри же храма находился некий престол Солнца, стояли изображения богов. При храме содержали посвященных тамошним богам орлов, быков, львов, лошадей, рыб в специальном водоеме. Также античный автор сообщает, что своим богам хетты приносили в жертву обычно баранов и коз, а по особо торжественным случаям – быков. Свиньи же считались нечистыми животными, их не употребляли в пищу и в жертву не приносили. Иногда хетты приносили в жертву собственных детей, заворачивая в звериные шкуры и сбрасывая с высоты во двор храма, при этом крича, что это не дети, а быки.

Как и всякая держава старины, хетты не ограничивались тем, что обороняли свою землю от врагов, но и сами совершали военные походы в другие страны. Для этого наместники областей приводили к царю своих воинов. К предстоящим войнам хетты очень тщательно готовились, удары по врагу наносили четко и продуманно, захватывая наиболее стратегически важные для него территории. Многочисленные племена, жившие вокруг Хеттского царства, часто стремились заручиться поддержкой могущественных царей и, хотя сохраняли свой внутренний уклад жизни, принимали их подданство. «Пояс» из различных союзных племен как бы служил Хеттскому царству дополнительной защитой: пока враг сражался с союзниками хеттов, те успевали мобилизовать свою армию, наносившую сокрушительные удары на боевых колесницах. Прибавляло хеттам военного могущества и то, что они уже научились выплавлять и обрабатывать железо. Хотя железо у хеттов еще не вытеснило бронзу, все же были уже воины, вооруженные железными мечами, легко расскевшими бронзовые доспехи врагов. Воюя с другой державой, хетты сначала стремились овладеть территориями, менее склонными к сопротивлению, и таким способом обложить со всех сторон главные вражеские оплоты, после чего уже наносили «удар в сердце». Так царь Суппилулиума I завоевал бóльшую часть Сирии (около 1400 г. до н.э.). А еще раньше – в 1595 г. до н.э., царь Мурсили I захватил и разрушил сам древний Вавилон, овладел огромной богатой добычей. В 1312 г. хеттский царь Муваталли наголову разгромил войско египетского фараона Рамсеса II у сирийского города Кадеш; сам фараон, которого подданные почитали за живого бога, едва спасся бегством. Свою собственную державу хеттам часто приходилось оборонять от грабительских нападений соседних полупервобытных племен, например, касков. До XIII в. до н.э. хетты практически не знали военных поражений, но в тот период, оказавшийся последним в истории их государства, не выдержали натиска грозной и воинственной Ассирии, которая смогла отобрать у них часть их собстенных земель. Держава, бывшая скорее конгломератом разных во многом самостоятельных областей, чем централизованным государством, рано или поздно была обречена на распад, и даже необычно то, что Хеттское царство смогло просуществовать четыре с половиной столетия (1650 – 1200 гг. до н.э.). Изменение с течением веков общей геополитической обстановки на Ближнем Востоке, по-видимому, привело к утрате Хаттусой – столицей царства, прежнего экономического значения и, как следствие, падению влияния царей на возглавлявшую провинции аристократию. Это не могло не сказаться на боеспособности хеттской армии, на быстроте мобилизации и слаженности взаимодействия набираемых в разных провинциях войск. В результате начавшие в XIII в. в большом количестве мигрировать в Малую Азию племена Балканского полуострова просто поглотили некогда грозную державу. После разгрома самой Хаттусы государство распалось на ряд мелких княжеств, а сами хетты постепенно ассимилировались среди пришлых народов.

Аватара пользователя
YourShadow
Сообщения: 1766
Зарегистрирован: 24 июл 2019, 14:52

Хеттское царство

Сообщение YourShadow » 26 июн 2021, 12:36

Реконструкция Хатуссы - столицы древней Хеттской империи (1420-1200 вв. до н.э.).
Изображение

Аватара пользователя
Tiberius
Сообщения: 1783
Зарегистрирован: 24 июл 2019, 09:12

Хеттское царство

Сообщение Tiberius » 14 фев 2022, 13:10

Хетты грабят Вавилон XVI век до н. э. (Andrew Howat)
Изображение

Ответить

Вернуться в «Хетты»